Как каршеринговые компании дополнительно зарабатывают на пользователях. Штраф, который нельзя обжаловать из-за пробела в законе

0 2

Как каршеринговые компании дополнительно зарабатывают на пользователях. Штраф, который нельзя обжаловать из-за пробела в законе

фото: tarantas.news

Юрист Тарновский объяснил, как каршеринговые компании наживаются на водителях

Никита Тарновский, руководитель Юридического департамента Московской Коллегии Адвокатов «Иванов и Партнеры», участник Ассоциации Юристов России, в беседе с журналом «За рулем» разобрал одну из проблем каршеринга: что делать, если автомобиль эвакуировали?

Юрист рассказал журналу «За рулем» о реальном случае, произошедшем с одним из пользователей каршеринга. Так, мужчина арендовал автомобиль через популярный каршеринговый сервис, после поездки он припарковался в разрешенном месте среди других машин, завершил аренду и ушел.

На следующий день он получил сообщение от сотрудников каршеринговой компании с требованием оплатить штраф, так как автомобиль был эвакуирован. Проверив приложение, водитель обнаружил, что ему действительно выставлен штраф в размере 13 500 рублей в соответствии с условиями договора. В приложении также содержалось фото протокола об эвакуации, где были указаны только номер автомобиля и его марка.

Согласно законодательству, в том числе нормам Москвы, если эвакуация уже началась, водитель может оплатить штраф на месте и самостоятельно переставить автомобиль. Если же транспортное средство уже увезли, то необходимо оплатить штраф и забрать его со спецстоянки.

Если водитель не согласен с протоколом «о задержании транспортного средства», его можно обжаловать через МВД или в суде. Такой порядок кажется логичным и справедливым, но ситуация усложняется, когда речь идет об автомобилях, зарегистрированных на юридических лиц или третьих лиц, где возникает правовой пробел.

После уплаты штрафа и получения подтверждения от каршеринговой компании мужчина решил обжаловать постановление, поскольку был уверен, что припарковал автомобиль в разрешенном месте и не нарушал правил. Согласно условиям договора, если протокол эвакуации будет признан незаконным или ошибочным, компания должна вернуть ранее взысканный штраф.

Однако в каршеринговом сервисе отказались предоставлять какие-либо данные об автомобиле и подтверждать обстоятельства эвакуации. Более того, водителю напомнили, что ему также придет штраф от ГИБДД, так как в момент нарушения он был последним пользователем машины. Этот штраф он обязан оплатить самостоятельно, а дальнейшее разбирательство с эвакуацией — его личная ответственность.

После этого мужчина обратился в отделение Госавтоинспекции, чтобы разобраться с ситуацией, но там ему заявили, что он не является стороной административного производства, и, фактически, не имеет права оспаривать штраф. Если бы он находился на месте эвакуации, штраф был бы выписан на него, но поскольку машину уже увезли, ответственность возложили на каршеринговую компанию.

Дополнительно выяснилось, что каршеринговая компания не передала в ГИБДД данные о водителе, сославшись на защиту персональных данных. В то же время инспекция и не запрашивала эти сведения, поскольку штраф изначально был оформлен на юридическое лицо. В результате каршеринг предпочел взыскать штраф с пользователя, причем в двойном размере по сравнению с государственным, что оказалось для компании куда более выгодным вариантом.

Получается, что в данной ситуации водитель оказывается в юридическом тупике: он не может оспорить протокол, так как формально не является его стороной. Законодательство не предусматривает четких механизмов, позволяющих пользователю каршеринга обжаловать штраф за эвакуацию, если он был выписан не на конкретного водителя, а на автомобиль.

При этом каршеринговая компания, в теории, может использовать такие случаи в свою пользу. Автомобиль эвакуируют, компания оперативно забирает его со штрафстоянки, а затем выставляет пользователю крупный штраф. Если он его оплачивает — вопрос закрыт. Если нет — сумма начинает увеличиваться за счет неустоек, прописанных в договоре, а затем дело может дойти до суда.

В итоге пострадавшей стороной остается обычный водитель, ведь оспаривание подобных штрафов через суд требует значительных затрат времени и средств. К тому же, протокол эвакуации остается в силе, а в договоре каршеринга прописан конкретный размер штрафа, с которым пользователь автоматически соглашается, подписывая соглашение.

Таким образом, проблема заключается не только в размере штрафа, но и в отсутствии эффективного механизма защиты. Пока вопрос остается нерешенным, пользователям каршеринга стоит проявлять максимальную осторожность, чтобы не оказаться в подобной ситуации.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.