Усилитель руля: гидроусилитель или электроусилитель, какой лучше
Подавляющее большинство автомобилей сегодня оснащается усилителем рулевого управления. Если просто, усилитель руля необходим для помощи водителю при вращении рулевого колеса. При этом автомобиль может быть оснащен как ГУР (гидроусилитель руля), так и ЭУР (электроусилитель руля). Каждая из указанных систем выполняет одну и ту же функцию, при этом отличается по конструкции, а также имеет определенные преимущества и недостатки.
Если говорить о преимуществах и недостатках ГУР и ЭУР:
- гидроусилитель руля является более производительной системой, такое решение подходит для тяжелых авто, обратная связь на руле зачастую лучше, чем на авто с ЭУР. Минусы – такой усилитель работает за счет гидравлики, требует обслуживания, могут возникать утечки масла ГУР.
- электроусилитель руля более компактный, гидравлика отсутствует, меньше мощности отнимается от мотора. Что касается недостатков, обратная связь на машинах с ЭУР хуже, удары и вибрации могут сильнее передаваться на рулевое колесо, в ремонте такой усилитель заметно дороже.
При этом, в рамках подбора того или иного автомобиля с определенным типом усилителя рулевого управления, важно учитывать плюсы и минусы ГУР и ЭУР. В ряде случаев водители сталкиваются с тем, что та или иная система не способна в полной мере соответствовать запросам владельца автомобиля. Подробнее о том, что лучше, ГУР или ЭУР, читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
ГУР и ЭУР: основные отличия
Начнем с гидроусилителя. Такая система проверена временем и массово появилась на автомобилях раньше электроусилителя. Чтобы понять, чем ГУР отличается от ЭУР, достаточно представить закрытую систему, в которой циркулирует гидравлическая жидкость под давлением. Указанной рабочей жидкостью ГУР является масло гидроусилителя руля. Давление создает насос ГУР, который приводится от двигателя.
- Если коротко, масло, которое нагнетается под давлением от насоса ГУР в рулевой механизм (часто называется просто рулевая рейка), толкает внутри корпуса рулевой рейки вал. К указанному валу прикреплены рулевые тяги. Рабочая жидкость (обычно это жидкость ATF) от насоса поступает по трубкам высокого давления. В результате, при повороте рулевого колеса в салоне автомобиля основное усилие в механизме рулевого управления создает гидравлическая система, а не водитель.
Подача масла в корпусе рулевой рейки организована за счет специального распределителя, также в корпусе рейки есть специальный гидроцилиндр. Устройство гидравлической рулевой рейки в целом предполагает, что такой гидроцилиндр разделен поршнем на две полости. Если руль стоит в нулевом положении (ровно), гидравлическая жидкость просто циркулирует по кругу, возвращаясь обратно в бачок ГУР.
Когда водитель поворачивает руль влево или вправо, масло подается в правую или левую полость, толкая вал в корпусе рейки. За счет этого создается необходимое усилие для поворота колес. При этом важно, чтобы насос ГУР постоянно создавал необходимое рабочее давление, так как если давления недостаточно, водителю придется прикладывать больше усилий для вращения руля и поворота колес.
- Теперь рассмотрим электроусилитель. Такой усилитель реализован за счет электромотора, который установлен на рулевом валу. Также имеется управляющая электроника, которая контролирует положение руля.
Если просто, основное усилие создает электромотор, который вращает руль влево или вправо. Управляется ЭУР за счет сигналов от группы датчиков (датчик положения руля, датчик крутящего момента и т.д.), которые передаются на электронный блок. Далее блок посылает управляющий сигнал на электромотор ЭУР, который поворачивает рулевой вал.
В целом, система абсолютно не похожа на ГУР по своей конструкции, так как отсутствуют гидравлические элементы, нет насоса для нагнетания жидкости и т.д. Для создания усилия в рулевом механизме задействуется только электромотор.
Гидроусилитель или электроусилитель руля: плюсы и минусы
Что касается гидроусилителя руля, данное решение является более универсальным. Основная причина в том, что ГУР может создавать больше усилия, при этом на ресурсе гидроусилителя руля это никак не отражается. В свою очередь, это позволяет устанавливать такую систему как на легковые авто, так и на тяжелые грузовики, автобусы, внедорожники и т.д. В случае с электроусилителем, подобная система зачастую встречается на легковых авто или кроссоверах, так как усилие, создаваемое электромотором, ограничено.
Теперь о надежности. В целом, ЭУР теоретически должен быть надежнее ГУР, так как гидравлика предполагает наличие рабочей жидкости, которую нужно менять, следить за уровнем масла в бачке ГУР, заливать подходящую жидкость. Также рулевая рейка может начать течь, изнашивается насос, нарушается герметичность патрубков и т.д.
Однако на практике часто бывает так, что из строя быстрее выходят компоненты ЭУР, чем гидроусилителя. Дело в том, что электромотор также подвержен износу, по ряду причин выходит из строя управляющая электроника электроусилителя, датчики ЭУР и т.п. При этом ремонт электроусилителя руля или замена ЭУР может быть сложнее и дороже по сравнению с ремонтом традиционного гидроусилителя рулевого управления.
Также ГУР дешевле в производстве, что позволяет снизить конечную стоимость автомобиля. В то же время ЭУР более компактный и легкий механизм. При этом следует также выделить лучшую экономичность именно электроусилителя руля. Дело в том, что даже когда водитель не крутит руль, гидроусилитель работает постоянно, насос приводится от двигателя и частично отнимает мощность. В свою очередь, на машинах с ЭУР отбор мощности от двигателя заметно меньше при срабатывании электромотора.
Если говорить об эффективности, ГУР вплоть до сегодняшнего дня остается более предпочтительным решением для тех водителей, кому важна обратная связь и максимально естественное усилие на руле. Рулевое управление с гидроусилителем сохраняет остроту и отзывчивость, при этом обеспечивается комфорт и предсказуемость в любых условиях (как при вращении руля на месте, так и во время движения на высокой скорости).
Электроусилитель, где усилие «механическое», а не «гидравлическое», на начальном этапе своего развития отличался сильной легкостью и резкостью, что многим не нравилось. Основная причина — на скорости руль оставался слишком «легким», что нередко значительно осложняло активное маневрирование. Производители пошли дальше и внедрили переменное усилие на руле в зависимости от условий езды, а также добавили опции самостоятельной регулировки такого усилия.
В результате можно получить «легкий» руль на парковке и более «тяжелый» на скорости. С одной стороны, это значительно приблизило ЭУР к ГУР, однако опытные водители все равно отмечают худшую обратную связь. Также стоит упомянуть и комфорт, так как рулевой механизм с гидроусилителем лучше гасит удары и вибрации от колес, тогда как механизмы с ЭУР справляются с этой задачей менее эффективно.
По ощущениям, руль на машинах с электроусилителем более «пустой», мелкие удары, неровности дороги и вибрации хорошо ощущаются на рулевом колесе. Особенно это утверждение справедливо применительно к автомобилям начального и среднего класса.
Что лучше: ГУР или ЭУР
Как правило, подавляющее большинство автолюбителей при покупке нового автомобиля с ГУР или современным ЭУР особой разницы не почувствуют. Более того, в ряде случаев электроусилитель предлагает больше возможностей в плане гибкости настройки рулевого управления. Также отпадает необходимость дополнительно обслуживать усилитель руля, менять в нем рабочую жидкость и т.д.
Другое дело, если речь идет об автомобиле с пробегом. В этом случае важно учитывать класс авто, а также условия эксплуатации. Как заявляют многие опытные водители и автомеханики, предпочтительнее рассматривать б/у машины с ГУР (даже с условием того, что их нужно обслуживать), так как гидроусилитель обеспечит больший комфорт при езде и можно рассчитывать на определенную надежность. Такой тип усилителя лучше подготовлен к нагрузкам и часто имеет больший ресурс.
Особенно это актуально для «возрастных» машин в бюджетном сегменте, где ГУР всегда можно быстро и относительно беспроблемно отремонтировать. В то же время бороться с неполадками по части отказов электроники ЭУР зачастую бывает сложнее, также электроусилители старых поколений могут иметь не самые лучшие алгоритмы работы. В свою очередь, это не добавит комфорта при эксплуатации авто.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать жесткую подвеску мягче. Из этой статьи вы узнаете, что влияет на жесткость подвески автомобиля, как жесткость влияет на управляемость, а также как повысить мягкость подвески автомобиля доступными способами и что нужно при этом учитывать.
Так или иначе, если раньше первые электроусилители руля заметно уступали гидроусилителю по ряду показателей, сегодня однозначно сложно сказать, что лучше, ЭУР или ГУР. В каждом конкретном случае водителю нужно изучать рассмотренные выше плюсы и минусы как ГУР, так и ЭУР, после чего принимать окончательное решение.
Также следует учитывать, что на разных моделях авто в зависимости от класса, марки и модели, года выпуска, качество работы указанных систем может отличаться. Это значит, что даже относительно бюджетный новый автомобиль с ЭУР может быть лучше в плане настроек рулевого управления, чем «возрастная» премиальная модель, оснащенная классическим гидроусилителем руля.
Что в итоге
Как видно, гидроусилитель руля (ГУР) представляет собой надежную конструкцию, которая способна выдерживать увеличенные нагрузки, обеспечивать хорошую обратную связь на руле. При этом основными недостатками можно считать необходимость обслуживания гидравлической системы, меньшую экономичность и отсутствие возможности гибко изменять усилие на руле.
В свою очередь, электроусилитель руля (ЭУР) проще по конструкции и в определенных условиях может оказаться менее комфортным и надежным, однако система не нуждается в дополнительном обслуживании, не отнимает мощность двигателя, может предлагать водителю дополнительные опции для самостоятельного изменения усилия на руле.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему гудит ГУР. Из этой статьи вы узнаете о возможных причинах, по которым загудел гидроусилитель, а также на что обратить внимание в рамках диагностики, если гидроусилитель начал гудеть или шумит ГУР на машине.
Еще, чтобы понять, что лучше, гидроусилитель или электроусилитель руля, рекомендуется провести анализ рынка новых авто. Как правило, все больше и больше производителей оснащают свои модели разных классов исключительно электроусилителями руля или внедряют так называемую гибридную систему – электрогидроусилитель руля (ЭГУР, сочетает в себе преимущества ГУР и ЭУР).
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что традиционный ГУР постепенно устаревает и уступает место более экономичным и практичным разработкам в виде ЭУР и ЭГУР.