Чтобы не убить турбину: в каких случаях лучше отключить систему Start & Stop

0 8

Чтобы не убить турбину: в каких случаях лучше отключить систему Start & Stop

фото: © A. Krivonosov

Правда ли, что система Start & Stop может вывести из строя турбину двигателя

Система автоматического отключения двигателя при остановке, известная как Start & Stop, давно стала стандартом в автомобилях с бензиновыми и дизельными моторами. Её цель — снижение расхода топлива и уровня вредных выбросов. Однако в последние годы всё больше водителей задаются вопросом: не вредит ли эта технология турбированным моторам, которыми оснащены почти все современные машины?

Как работает Start & Stop и что не так?

Start & Stop отключает двигатель, когда автомобиль полностью остановился — например, на светофоре, в пробке или перед пешеходным переходом. Когда водитель нажимает на сцепление или газ, двигатель автоматически запускается. На первый взгляд — экономично, экологично и удобно.

Но есть один важный нюанс: в турбированных моторах остановка двигателя не всегда безопасна, особенно если она происходит резко и сразу после активной езды.

Турбина — тонкий механизм с высоким риском

Турбокомпрессор работает за счёт отработанных газов, которые вращают турбину, нагнетающую воздух в мотор. Это повышает мощность двигателя без увеличения его объёма. Турбина может раскручиваться до 200 000 оборотов в минуту и разогреваться выше 900 °C. Чтобы она не перегревалась и не разрушалась, необходим стабильный оборот масла, который одновременно выполняет функцию и смазки, и охлаждения.

Если двигатель останавливается резко, то масло перестаёт циркулировать, а турбина при этом продолжает вращаться по инерции. В эти несколько секунд без смазки начинается перегрев и деградация масла, что может привести к образованию отложений, закупорке каналов и выходу из строя самого турбонагнетателя. А замена турбины — удовольствие недешёвое.

Именно поэтому раньше рекомендовалось не глушить двигатель сразу после интенсивной езды, а дать ему поработать на холостом ходу 30–60 секунд — чтобы турбина успела остыть.

В чём конфликт с Start & Stop?

Современные автомобили с системой Start & Stop могут отключать двигатель буквально через секунду после остановки, не давая турбине времени на остывание. Теоретически это может сократить ресурс турбонаддува, особенно если вы только что активно разгонялись или ехали под нагрузкой, а потом резко остановились — скажем, у светофора.

Но не всё так плохо

Производители знают об этих рисках и внедрили в современные системы Start & Stop защитные алгоритмы. Сегодня такие системы анализируют множество параметров: температуру двигателя, уровень заряда аккумулятора, включённые энергопотребители и даже режим работы турбины. Если условия не соответствуют безопасным, то система просто не отключает двигатель.

Так стоит ли бояться Start & Stop?

Если машина современная, исправна и хорошо обслуживается, то система Start & Stop, скорее всего, не принесёт вреда. Однако, если двигатель отключается слишком рано — например, сразу после быстрой езды или при высокой температуре, — возможно, стоит отключить функцию вручную. Это особенно актуально для более старых моделей или автомобилей с простыми версиями этой системы.

В любом случае, дополнительная осторожность никогда не помешает. Изучите, как работает Start & Stop на вашем автомобиле, и используйте эту систему осознанно. Ведь турбина — штука дорогая, и лучше перестраховаться, чем потом ремонтировать.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.