Жизнь без машины: россияне готовы массово отказаться от личного автомобиля
Опрос, проведенный аналитическим агентством «Автостат» и популярным автомобильным изданием, должен быть выяснить, сильна ли зависимость нашего современника от личного автотранспорта. Вопрос звучал «в лоб»: дескать, сможете продержаться без машины один год или нет? И насколько серьезны для вас были бы последствия такого шага? Сразу приведем ответы респондентов. 13,9% заявили, что проблем не будет; 18,8% ответили, что столкнутся с серьезными проблемами; 27,1% использовали термин «катастрофа», а 40,2% ответили, что, мол, возникнут небольшие проблемы, но их можно решить. Если же отбросить нюансы формулировок, то можно зафиксировать примерную ничью. 54,1% обойдутся без машины, а 45,9% не смогут этого сделать.
Представители старшего возрастного поколения могут только ухмыльнуться. Они прекрасно помнят времена, когда машина была предметом роскоши, а потому разговоров на тему «не могу жить без автомобиля» просто не могло возникнуть. Детей никогда не возили подобным образом в школу и обратно – так поступали разве что нехорошие персонажи фельетонов. Но с тех пор страну перевернуло с ног на голову, а потому подобные сравнения уже «не катят». Пользование общественным транспортом многим представляется чем-то унизительным. А известный афоризм одной Вестминстерской герцогини насчет того, что каждый пассажир автобуса старше 30 – неудачник, кажется им абсолютно верным.
Что будут делать эти 45,9%, если личная машина все-таки исчезнет из их жизни? Вариантов много: такси, каршеринг, подписка. При этом вполне возможно, что через некоторое время, сопоставив «дебет с кредитом», они даже ощутят некоторое подобие удовольствия от нового стиля жизни. Не нужно раскидывать снег и переживать из-за того, что расчищенное место займет противный ленивый сосед. Не надо тратиться на налоги, мойки, заправки, страховки, ТО и ремонты.
Собственно, оставшиеся 54,1 % давно всё это осознали. Сегодня автомобиль покинул первое место в списке первоочередных ценностей даже для молодежи, уступив место далеким путешествиям и электронным гаджетам. А в общественном транспорте есть свои плюсы: метро однозначно экономит время при езде по городу, трамвай дает время спокойно посидеть и подумать, «сапсан» запросто переносит из одной столицы в другую. А еще есть самокаты и их ближайшие родственники, которым наплевать на любые пробки и подорожание стоимости проезда.
Конечно, свои коррективы в распределение процентов внесла пандемия. Аргумент апологетов личного транспорта известен: мол, не желаю ездить нос к носу с кем бы то ни было ни в метро, ни в автобусе. Логика в этом, конечно же, есть: никому не известно, как давно обрабатывали от заразы каршеринговую машину, кто в ней ездил за полчаса до тебя и не прячется в ней очередной омикрон. А натягивать резиновые перчатки и маску никому неохота.
Еще один аргумент в пользу своей машины – удовольствие от вождения. Вымыл, заправил, вырвался, прибавил… Это – своего рода ритуал, как и посещение кафетерия при АЗС. Дорого и не больно-то вкусно, однако ощущаешь себя эдаким покорителем пространства в туманности между двумя галактиками. Конечно, примерно то же самое возможно и на прокатной машине, но ритуал будет явно нарушен.
Думается, что в нас еще сидит генетическая тоска по автомобилю, недоступному предыдущим поколениям. Отсюда и нежелание половину опрошенных расставаться с машиной. На мой взгляд, будущего у личного автомобиля все-таки нет – новые поколения спокойно будут обходиться без него. Но в России это произойдет не завтра, и даже не послезавтра.
Источник: 5koleso.ru