Обуздать «бешеные табуреты» — новая задачка для МВД
В России вскоре может появиться электросамокатная полиция, которая будет передвигаться на всевозможных средствах индивидуальной мобильности (СИМ). Если, конечно, чиновники решат вопрос с её финансированием и, главное, с наполнением кадрами. Купить транспортные средства для инспекторов несложно, а вот найти тех, кто умеет на них виртуозно ездить, и, вдобавок, готов трудиться в ГАИ — очень непростая задачка.
«Создание так называемой электросамокатной полиции необходимо в крупных городах России. Такое специализированное подразделение МВД сможет оперативно реагировать на несоблюдение ПДД, таких как превышение скорости, игнорирование светофоров и разметки дорожного полотна и штрафовать нарушителей», — считает зампредседателя Госдумы Владислав Даванков.
Письмо с инициативой отправилось в адрес министра внутренних дел Владимира Колокольцева, реакции пока нет. Но как-то отвечать придётся, так как проблема не назрела, а перезрела.
Идея, действительно, здравая. Мотоциклистов «регулирует» мотобат, где работают профессионалы. Те же байкеры, но с погонами. Тоже увлечённые люди, у них есть и свои мотоциклы, отношение к коллегам соответствующее. Позитивное — если и оштрафуют, то исключительно за дело. А то и просто пожурят.
Положим, власти инициативу поддержали и начали реализовывать. При закупке СИМ для ГАИ, понятное дело, кто-то погреет руки, но главная проблема не в этом. Купили, что дальше? А дальше нужно найти людей, которые умеют на них ездить. Виртуозно, как ребята из мотобата на своих BMW.
Но где взять виртуозов? Каждое транспортное средство требует специфических навыков, тот же скутер — обыкновенный, с ДВС — тоже. Стаж автора на мотоцикле — более 45 лет, но на «бешеный табурет» он без необходимости не сядет. Другая посадка, а на левой ручке вместо сцепления, хапать которое условный рефлекс, выработанный ещё в детстве, задний тормоз. Разложиться несложно.
С СИМ всё также непросто, опять-таки своя специфика. Виртуозы высшего пилотажа есть и тут, но пойдут ли они работать в ГАИ?
«Платят нам не сказать, чтобы хорошо, постоянно загоняют на сверхурочные — острая нехватка личного состава. Даже в мотобат не сказать, чтобы стояла очередь из желающих, ведь одно дело просто кататься в своё удовольствие, а другое — ездить и стоять на дороге в любую погоду», — рассуждает инспектор ДПС, пожелавший остаться неназванным.
Платят рядовым подмосковным инспекторам ГАИ до 45−50 тысяч рублей в месяц, в столице чуть больше, но ненамного. В ряде регионов зарплаты ещё скромней, почему — непонятно. Вроде как одна структура МВД, всё должно быть стандартно. Но, увы, это не так.
«Ситуация с нехваткой сотрудников полиции катастрофическая. Недокомплект в патрульно-постовой службе составляет 26%, следователей — 21%, в уголовном розыске — 20%. Мы не можем напечатать деньги и увеличить заработную плату как основной мотив привлечения на службу в органы внутренних дел. Ситуация усугубилась. На сегодняшний день у нас некомплект личного состава — 152 тысячи человек по всем регионам. Один сотрудник органов внутренних дел работает за четверых, если речь идет об участковых оперуполномоченных», — заявил в прошлом месяце глава МВД Владимир Колокольцев.
Напечатать, наверное, действительно, нельзя, но кто мешает государственные финансы грамотно перераспределить? Например, обрезать бюджеты деятелям культуры и прочим бездельникам, и эти средства отправить на охрану правопорядка. Всё общество будет рукоплескать.
Ан нет, только на нацпрограмму «Культура» (финансирование шутов- скоморохов) на 2024-й предусмотрено более 100 млрд рублей. Плюс прочие программы этого ведомства, которое стоило бы вообще закрыть.
А из МВД массово бегут, причём процесс, действительно усугубляется — министр говорит чистую правду. В октябре 2023-го — ровно полгода назад — начальник финансово-экономического департамента МВД РФ Ирина Кальбфляйш упоминала о нехватке 100 тысяч сотрудников.
Летом прошлого года случился рекордный на тот момент отток полицейских, за месяц уволилось 5000 человек. Как несложно посчитать, темпы бегства увеличиваются: 52 тыс. за полгода это в среднем минус 8700 человек в месяц.
И кого сажать на казённые СИМ? Экипажи машин ДПС уже формировать не из кого, а все попытки привлечь молодёжь с треском проваливаются. Означенные выше 45−50 тыс. рублей в месяц — это оклад опытного инспектора, стажёры и начинающие получают значительно меньше. К тому же юноши и девушки нынче пытаются по возможности дистанцироваться от госструктур.
По-хорошему, стать полицейскими-электросамокатчиками должны именно молодые люди, которые любят этот транспорт и умеют на нём ездить. Иначе нарушителя не догнать, не поймать, и вся затея — псу под хвост. Особенно если учесть, что идею оборудовать СИМ номерами отвергли.
Но сперва нужно привлечь в ГАИ новые кадры, да и старым тоже поднять зарплаты — а то все окончательно разбегутся. Точнее, проблему нужно решать во всём МВД, так как полицейских становится всё меньше.
Средства есть. Но почему-то у властей предержащих нет желания укреплять полицию, что очень настораживает.