От «зубила» до лимузина, мотор от Porsche и не только: интересные факты о Lada Samara
фото: © A. Krivonosov
Народная, спортивная, экспортная: Lada Samara — машина, которая стала эпохой
Есть автомобили, о которых говорят с ностальгией, но в случае с Lada Samara — это не просто история, это целая автобиография страны. Отражение времени, перемен, надежд и даже амбиций советского автопрома.
Содержание статьи:
Рождение с немецким акцентом
Вопреки распространённому мнению, «восьмёрка» (ВАЗ-2108) не была первым переднеприводным автомобилем в СССР — пальму первенства удерживал ЛуАЗ-969. Однако именно Samara стала первым массовым переднеприводным хэтчбеком, построенным «с нуля», без оглядки на прошлые модели. Проект оказался настолько амбициозным, что к его реализации привлекли специалистов Porsche. Немецкие инженеры принимали участие в отладке конструкции, внося свои предложения на всех этапах, кроме дизайна.
Спутник с характером
Первый серийный автомобиль семейства вышел в 1984 году под именем «Спутник», но для экспорта его переименовали в Samara — звучно, узнаваемо и по-русски. Модель быстро обзавелась прозвищем «зубило» за резкий, клиновидный профиль кузова. Однако основным прорывом стал передний привод, обеспечивший отличную управляемость, устойчивость на дороге и динамику, непривычную для советских автомобилей того времени.
Девятка и «вишнёвый» успех
В 1987 году появилась пятидверная версия — ВАЗ-2109, она же «девятка». Более практичная, с задними дверьми, она быстро стала символом эпохи, особенно в фирменном вишнёвом цвете. «Вишнёвая девятка» музыкальной группы «Комбинация» звучала из каждого утюга, а сама машина стала мечтой тысяч молодых семей.
Девяностые: эксперименты, экспорт, эволюция
В 90-х Samara стала настоящим полигоном для экспериментов. Кабриолеты, родстеры, лимузины, даже раллийные версии с двигателями Porsche мощностью под 400 сил — всё это существовало в реальности. Выпускались модели для экспорта с улучшенными салонами и даже подушками безопасности, как в случае с Lada Baltic. Самая экзотическая модификация — раллийная Samara T3, построенная на базе Porsche 959 для «Париж-Дакар». Были и удачные эксперименты с внедорожниками, например, Tarzan и Лада Victory с полным приводом.
Второе поколение и закат
Чтобы продлить жизненный цикл модели, в конце 90-х АвтоВАЗ представил рестайлинг: седан ВАЗ-2115, пятидверный хэтчбек ВАЗ-2114 и позже — трёхдверный ВАЗ-2113. Машины получили обновлённые внешность и салон, электропакет и даже 16-клапанные двигатели. Но к середине 2010-х Samara всё чаще проигрывала в конкуренции более современным моделям: Kalina, Priora, Granta. Последнюю Samara — ВАЗ-2114 — собрали в декабре 2013 года.
Наследие, которое не забыто
За почти 30 лет с конвейера сошло более 5 миллионов автомобилей семейства. Samara научила миллионы учеников водить автомобиль, дала старт отечественным спортивным командам, а для многих стала первым автомобилем в жизни. И хотя сейчас она уже ушла в историю, на дорогах бывшего СССР эти машины продолжают ездить, честно выполняя свою работу.
Lada Samara — это не просто «восьмёрка», «девятка» или «пятнашка». Это машина, в которой отразился дух целой эпохи. Простая, доступная, не идеальная — но именно в этом её настоящая сила.