Разница есть: какие масла использовать для турбированных моторов, а какие — для атмосферников
фото: tarantas.news
В Takayama рассказали о различиях между маслами для атмосферников и турбомоторов
Среди автомобилистов до сих пор встречается мнение о том, что все моторные масла из одной бочки, а всё остальное – это лишь маркетинговые уловки. Сразу отметим, что такие рассуждения не соответствуют действительности. На самом деле, в зависимости от предназначения и характеристик, моторные масла имеют разный состав и необходимый пакет присадок.
Требования к моторным маслам сильно зависят от конкретного типа двигателя. Портал Тарантас Ньюс попытался выяснить, есть ли отличия в моторных маслах для атмосферных и турбированных двигателей. Разобраться в этом вопросе нам помог технический эксперт марки Takayama Алексей Алексеев.
В первую очередь специалист отметил, что атмосферный двигатель считается более надежным, такая технология давно отработана. Как правило, у владельцев машин с «атмосферником» возникает меньше проблем с обслуживанием и выбором моторного масла. С другой стороны — двигатель с турбонаддувом — он более мощный, обеспечивает отличную динамику на дороге. Но турбированные автомобили дороже в обслуживании, требуют больших затрат на сервис и покупку синтетического моторного масла.
В условиях умеренных нагрузок даже минеральные или полусинтетические моторные масла обеспечивают надежный уровень защиты атмосферного двигателя со стандартными межсервисными интервалами. Главное выбирать масло с характеристиками качества не ниже рекомендованных производителем автомобиля! С турбированными автомобилями уже не все так просто, продолжил эксперт бренда Takayama Алексей Алексеев.
Машины, оснащенные турбированными моторами, более мощные, динамичные и очень часто провоцируют водителя на агрессивный стиль вождения. Из этого вытекают более высокие затраты на сервисное обслуживание — более частая замена тормозных колодок и дисков, дорогостоящих шин, а самое главное необходимо использовать именно синтетическое моторное масло. Горячая часть турбины может разогреваться до 700–800 градусов по Цельсию, поэтому масло, поступающее для смазки оси турбины, испытывает высокотемпературное воздействие, особенно при прекращении циркуляции после остановки двигателя. При использовании минерального или полусинтетического масла с недостаточной высокотемпературной стойкостью начинается деструкция (разложение масла) с образованием углеродных отложений в зазорах вал-втулка, что в итоге приводит к износу, пропуску масла во впуск двигателя и заклиниванию турбины.
Эксплуатацию на бездорожье, частую буксировку прицепа, а также короткие поездки и городские пробках следует считать сложными условиями. В таких режимах даже синтетическое масло в двигателе следует менять с более короткими интервалами. Для сведения — выбор масла с вязкостью 10W-40 или 5W-40 часто осуществляется или для среднеоборотных двигателей, или для эксплуатации с повышенными нагрузками, что однозначно снижает потенциал по сроку использования самого масла.
Сегодня автомобили комплектуются высокотехнологичными двигателями со сниженным объемом, но более высоким потенциалом по мощности и крутящему моменту. За счет снижения объема двигателя уменьшается количество выхлопных газов и выбросов вредных веществ в окружающую среду. Для выполнения экологических требований современное поколение двигателей оснащаются системами контроля эмиссии (катализаторы TWC и SCR, фильтры твердых частиц GPF и DPF), непосредственным многофазным впрыском топлива с компьютерным управлением и высоким уровнем наддува воздуха. Причем часто стали применять двойной турбонаддув (битурбо) или комбинированный наддув (компрессор + турбина) для повышения мощности двигателей с малым объемом (до 2,0 литров).
Такие высокопроизводительные малообъемные двигатели страдают от новой проблемы: самопроизвольное преждевременное воспламенение топливовоздушной смеси на низких оборотах двигателя (Low Speed Pre Ignition — LSPI). Оно приводит к разрушению поршневой группы и выходу двигателя из строя. После многочисленных исследований производителями масел были разработаны совершенно новые пакеты присадок для обеспечения защиты от проявления эффекта LSPI и увеличения ресурса малообъемных двигателей с высокой степенью наддува. Такое решение использовать новые пакеты присадок уже воплощено в новых стандартах качества моторных масел: API SP, ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B, ACEA A7/B7 и ACEA C6.
Поэтому для современных турбированных двигателей с небольшим объемом в целях обеспечения высокой производительности и сохранения их ресурса следует выбирать синтетические моторные масла с современными спецификациями от ОЕМ-производителей, но не ниже уровня требований вышеперечисленных категорий качества известных классификаций. Такие масла, к слову, имеются в линейке Takayama, добавил Алексей Алексеев.
Для современных атмосферных двигателей (хотя такие встречаются теперь нечасто) допускается использовать полусинтетические моторные масла и с более ранними категориями качества API SM, ILSAC GF-4, ACEA A5/B5 и ACEA С2, ACEA A3/B4 и С3, но обязательно с учетом рекомендаций производителя автомобиля по минимально допустимому уровню качества и в отношении стандартных или энергосберегающих свойств моторного масла. Следует помнить, что использование полусинтетических моторных масел в сложных условиях эксплуатации с высокими нагрузками и повышенной рабочей температурой потребует сокращения регламента обслуживания двигателя по замене масла.