Во что обходилась жизнь автомобилиста в СССР: названы реальные цены на авто, бензин и гаражи

0 2

Во что обходилась жизнь автомобилиста в СССР: названы реальные цены на авто, бензин и гаражи

фото: tarantas.news

Эксперт Михаил Колодочкин рассказал, сколько стоили машины в СССР

Эксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин рассказал, во что обходилась жизнь автомобилиста в СССР, также он вспомнил реальные цены на машины в то время.

Владение автомобилем в Советском Союзе было не только символом престижа, но и серьезным испытанием для владельцев. Машина считалась роскошью, а не средством передвижения, и требовала значительных затрат — как финансовых, так и временных. Разберемся, во сколько обходилась жизнь автомобилиста в СССР и с какими трудностями ему приходилось сталкиваться.

Цена автомобиля: дорого и недоступно

Приобрести машину в СССР было непросто. В 1970–1980-х годах стоимость нового легкового автомобиля могла составлять от 5000 до 12 000 рублей, при этом средняя зарплата гражданина составляла около 150–200 рублей в месяц.

Примеры цен на автомобили в 80-х:

  • «Запорожец» (ЗАЗ-968) — 5000 рублей;
  • «Москвич-2140» — 7500 рублей»;
  • «Жигули» (ВАЗ-2101) — 9000 рублей;
  • ГАЗ-24 «Волга» — 10 000 рублей и более.

Официально покупка осуществлялась через систему госзаказов и профсоюзных очередей. Ожидание могло длиться от нескольких лет до десятилетий. Многие покупали машины с рук, но на вторичном рынке цены зачастую были выше, чем в магазине, поскольку автомобиль был крайне ликвидным товаром.

Топливо: дешево, но с ограничениями

Цена бензина в СССР оставалась доступной, но его дефицит становился серьезной проблемой. В 1960-е годы литр бензина стоил 6 копеек. В 1980-е — около 40 копеек за литр (при зарплате в 150 рублей можно было купить около 375 литров). Однако даже при низкой стоимости топлива очереди на заправках были обычным явлением, особенно в периоды дефицита. Автомобилистам приходилось отстаивать очереди или искать «знакомые» заправки.

Обслуживание и запчасти: дефицит и самодельные решения

Автосервисы в СССР существовали, но качество обслуживания оставляло желать лучшего. Многие автомобилисты чинили машины сами, достать запчасти было очень проблематично. Настоящей находкой для владельцев автомобилей были так называемые авторынки — места, где можно было купить редкие детали и даже найти мастеров, занимающихся ремонтом.

Страховка и налоги: обязательный минимум

Обязательное страхование автогражданской ответственности в СССР отсутствовало. Однако владельцы автомобилей платили транспортный налог, который зависел от мощности двигателя и мог составлять 10–100 рублей в год.

Для оформления документов на машину требовалось:

  • пройти техосмотр (что само по себе было сложным испытанием);
  • получить госномера и техпаспорт в ГАИ;
  • в случае продажи — переоформить машину через госорганы.

Парковка и гаражи: роскошь для избранных

Парковочные места были огромной проблемой, особенно в крупных городах. Владельцы автомобилей часто оставляли машины во дворах или искали гаражи. Стоимость гаража в ГСК (гаражно-строительном кооперативе) могла составлять 500–3000 рублей, что было значительной суммой. Многие автомобилисты строили гаражи сами или оставляли машины под открытым небом, что приводило к проблемам зимой и увеличивало риск угона.

Таким образом, владение автомобилем в СССР было не только дорогим, но и сложным процессом. Помимо высокой стоимости машины и проблем с ее покупкой, автомобилисты сталкивались с дефицитом запчастей, очередями на заправках и отсутствием нормального сервиса.

Несмотря на все трудности, автомобиль оставался символом статуса и давал своим владельцам определенные привилегии — возможность путешествовать, решать бытовые вопросы и просто ощущать себя «человеком с машиной», что в советской реальности было далеко не у каждого.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.