Во что обходилась жизнь автомобилиста в СССР: названы реальные цены на авто, бензин и гаражи
фото: tarantas.news
Эксперт Михаил Колодочкин рассказал, сколько стоили машины в СССР
Эксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин рассказал, во что обходилась жизнь автомобилиста в СССР, также он вспомнил реальные цены на машины в то время.
Владение автомобилем в Советском Союзе было не только символом престижа, но и серьезным испытанием для владельцев. Машина считалась роскошью, а не средством передвижения, и требовала значительных затрат — как финансовых, так и временных. Разберемся, во сколько обходилась жизнь автомобилиста в СССР и с какими трудностями ему приходилось сталкиваться.
Цена автомобиля: дорого и недоступно
Приобрести машину в СССР было непросто. В 1970–1980-х годах стоимость нового легкового автомобиля могла составлять от 5000 до 12 000 рублей, при этом средняя зарплата гражданина составляла около 150–200 рублей в месяц.
Примеры цен на автомобили в 80-х:
- «Запорожец» (ЗАЗ-968) — 5000 рублей;
- «Москвич-2140» — 7500 рублей»;
- «Жигули» (ВАЗ-2101) — 9000 рублей;
- ГАЗ-24 «Волга» — 10 000 рублей и более.
Официально покупка осуществлялась через систему госзаказов и профсоюзных очередей. Ожидание могло длиться от нескольких лет до десятилетий. Многие покупали машины с рук, но на вторичном рынке цены зачастую были выше, чем в магазине, поскольку автомобиль был крайне ликвидным товаром.
Топливо: дешево, но с ограничениями
Цена бензина в СССР оставалась доступной, но его дефицит становился серьезной проблемой. В 1960-е годы литр бензина стоил 6 копеек. В 1980-е — около 40 копеек за литр (при зарплате в 150 рублей можно было купить около 375 литров). Однако даже при низкой стоимости топлива очереди на заправках были обычным явлением, особенно в периоды дефицита. Автомобилистам приходилось отстаивать очереди или искать «знакомые» заправки.
Обслуживание и запчасти: дефицит и самодельные решения
Автосервисы в СССР существовали, но качество обслуживания оставляло желать лучшего. Многие автомобилисты чинили машины сами, достать запчасти было очень проблематично. Настоящей находкой для владельцев автомобилей были так называемые авторынки — места, где можно было купить редкие детали и даже найти мастеров, занимающихся ремонтом.
Страховка и налоги: обязательный минимум
Обязательное страхование автогражданской ответственности в СССР отсутствовало. Однако владельцы автомобилей платили транспортный налог, который зависел от мощности двигателя и мог составлять 10–100 рублей в год.
Для оформления документов на машину требовалось:
- пройти техосмотр (что само по себе было сложным испытанием);
- получить госномера и техпаспорт в ГАИ;
- в случае продажи — переоформить машину через госорганы.
Парковка и гаражи: роскошь для избранных
Парковочные места были огромной проблемой, особенно в крупных городах. Владельцы автомобилей часто оставляли машины во дворах или искали гаражи. Стоимость гаража в ГСК (гаражно-строительном кооперативе) могла составлять 500–3000 рублей, что было значительной суммой. Многие автомобилисты строили гаражи сами или оставляли машины под открытым небом, что приводило к проблемам зимой и увеличивало риск угона.
Таким образом, владение автомобилем в СССР было не только дорогим, но и сложным процессом. Помимо высокой стоимости машины и проблем с ее покупкой, автомобилисты сталкивались с дефицитом запчастей, очередями на заправках и отсутствием нормального сервиса.
Несмотря на все трудности, автомобиль оставался символом статуса и давал своим владельцам определенные привилегии — возможность путешествовать, решать бытовые вопросы и просто ощущать себя «человеком с машиной», что в советской реальности было далеко не у каждого.