Без туалетов и парковок: автотуризм в СССР и сейчас Автомобильный портал 5 Колесо

0 69

Эталон отечественного автотуризма когда-то представила популярная кинокомедия «Три плюс два» режиссера Генриха Оганисяна по сценарию Сергея Михалкова. В далеком 1963 году это казалось сказкой, которую вполне реально сделать былью. Сесть в машину, выбрать подходящий участок на берегу моря, не связывать себя никакими обязательствами ни с гостиницами, ни со столовыми… Солнце, море, свобода – плюс очаровательные соседи (соседки) по отдыху: что может быть лучше?

Шесть десятилетий назад подобный отдых был реален. Автомобилей – до смешного мало, запретов – практически никаких. А то, что сегодня называют дорожной инфраструктурой, особо никого и не волновало: все привыкли довольствоваться тем, что есть. И даже сесть на мотоцикл и рвануть за пару тысяч километров, было в порядке вещей – на месте, мол, разберемся. По дороге нет туалетов – ну, какие же это проблемы, когда лес рядом? Нет парковок? Почему же нет – вот асфальтовая площадка, где уже ночуют несколько грузовиков… Нет шашлычных? Так у нас с собой все приготовлено… Нет бензина? Почему же нет, если он есть – пусть и не на каждом километре. Да и грузовики не дадут помереть, в случае чего… Зато можно ехать куда угодно и останавливаться, где угодно, будь то красивое озеро или берег моря. Вместо навигатора – примитивная карта местности, дающая возможность почувствовать себя настоящим путешественником, а не изнеженным обитателем санатория. Мобильников нет и еще долго не будет. А ремонт машины в пути – это настоящий экстрим! Кстати, тогда любой водитель был рад оказать посильную помощь своему «коллеге» – и это было особенно здорово.

Короче говоря, именно в те времена человек, съездивший, скажем, из Москвы в Архангельск с заездом в Каргополь смело мог называть себя автотуристом. Но затем все резко изменилось. В лучшую или в худшую сторону – вопрос непростой.

Дело в том, что современный человек называет автотуризмом совсем не то, что имели в виду его предки. Например, отсутствие мобильной связи для него равносильно катастрофе. На площадке для отдыха в его понимании должны быть теплые и чистые туалеты, приличные кафе, магазинчики, автомойки и так далее. Ночевать в палатке где-то в лесу сегодня захотят единицы. И если где-то на АЗС нет, скажем, пеленального столика, то это уже минус для многих автопутешественников.

Есть серьезное отличие между «тогда» и «сейчас» по самому принципу поездки. Раньше ехали, грубо говоря, «куда хочу и когда хочу». А сегодня почти ни к одному берегу водоема просто так вы уже не подъедете – повсюду частные территории, шлагбаумы, водоохранные зоны и так далее. Поэтому никаких авантюр типа «поедем куда-нибудь» уже не получится. Соответственно изменилось и само понятие автопутешествий: для большинства современников это просто поездки от одного отеля до другого. А раз так, то и пресловутые площадки для отдыха на многих трассах сохранили свой облик прошлого века – пара мусорных баков, нехорошие запахи из того, что можно назвать зелеными насаждениями и так далее. 

Статистика говорит, что каждый год по российским дорогам ездят 22–23 млн автотуристов. В Российском союзе туриндустрии полагают, что эта цифра может быть вдвое выше. Но сегодня автотуризм развивается хаотично и фрагментарно. В Минэкономики подчеркивают, что отдельные программы по ремонту и строительству дорог, заправок почти не привязаны к туристическим объектам. А придорожные отели строятся, как правило, в интересах водителей фур, причем там, где наибольший трафик. Но к туризму это прямого отношения не имеет.

В концепции автотуризма, которую разработало Минэкономики по поручению президента, к 2035 году в России появится множество заправочных станций, хорошие дороги и устойчивая связь. За 2024–2025 годы будет разработана программа развития автотуризма. Минэкономики считает нужным, помимо прочего, внедрить господдержку бизнеса для создания инфраструктуры на дорогах, особенно многофункциональных зон, в которые входят АЗС, кафе, магазин, мойка, отель, туалет и т. д. Сегодня же четверть современных автотуристов не довольны качеством придорожного сервиса, нехваткой заправок, парковок, туалетов и мотелей, говорится. И практически все отмечают плохое качество дорог. Кроме того, развитию автотуризма мешает низкое качество мобильной связи на многих участках маршрута, а порой и ее полное отсутствие.

А фильм «Три плюс два» доставляет удовольствие и сегодня. Даже тем, кто убежден,  будто бы никакого автотуризма в СССР не было по определению.

Источник: 5koleso.ru

Leave A Reply

Your email address will not be published.