Что такое турботаймер: что это такое в автомобиле и для чего используется
В последнее время турбомотор (бензиновый или дизельный двигатель, оснащенный турбонагнетателем) активно вытесняет традиционные атмосферные двигатели. При этом система турбонаддува является важным элементом такого двигателя, причем работает турбина (турбонагнетатель) в экстремально тяжелых условиях (высокие температуры и нагрузки, скорость вращения крыльчатки). По этой причине пристальное внимание следует уделять системе смазки и охлаждению турбины.
Турботаймер – это электронное устройство (контроллер), которое позволяет двигателю продолжить свою работу на оборотах холостого хода после того, как водитель достал ключ из замка зажигания. Далее турботаймер автоматически глушит двигатель через небольшой промежуток времени. Время работы мотора после извлечения ключа из замка зажигания может быть запрограммировано.
Данное решение позволяет существенно увеличить срок службы системы турбонаддува, а также поддерживать максимально полную работоспособность турбины в процессе эксплуатации автомобиля. Также турботаймер оказывает некоторое положительное воздействие на состояние моторного масла и его срок службы. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Для чего нужен турботаймер
По сравнению с традиционными «атмосферниками» турбомотор имеет несколько преимуществ. Установка турбонаддува позволяет получить небольшой по своим габаритам силовой агрегат, который является одновременно мощным, более экономичным в плане расхода топлива и гибким в настройке с учетом жестких современных экологических стандартов и требований.
При этом система турбонаддува является важным элементом в устройстве такого ДВС. Если просто, турбина принудительно нагнетает воздух в цилиндры, что позволяет максимально эффективно и полностью сжигать топливо. В результате происходит заметное увеличение мощности (около 30%-35% и даже более) по сравнению с атмосферными аналогами, имеющими аналогичный рабочий объем.
С учетом того, что крыльчатка турбины вращается от раскаленных отработавших газов, условия работы турбонагнетателя можно считать предельно тяжелыми (особенно на бензиновых авто, где температура сгорания топлива выше). При этом в подобных условиях турбину необходимо эффективно смазывать и охлаждать. Происходит это за счет моторного масла, которое подается в турбонагнетатель за счет работы масляного насоса двигателя.
Не трудно догадаться, что после активной езды сразу глушить турбированный двигатель нельзя. Причина — после значительного нагрева турбине нужно остыть. Более того, если сразу остановить силовой агрегат, циркуляция масла прекращается, моторное масло в раскаленном турбонагнетателе буквально выгорает и коксуется. В результате страдает подшипник турбины.
Владельцы турбированных моторов, которые имеют опыт эксплуатации подобных ДВС, а также автомеханики хорошо знакомы с данной проблемой. По этой причине перед полной остановкой двигателя настоятельно рекомендуется дать турбине «остыть». Фактически, для этого двигатель должен поработать в режиме холостого хода около 2-5 минут. После этого можно смело выключать зажигание. При этом в рамках активной эксплуатации автомобиля это может создавать определенные неудобства.
Чтобы решить данную проблему, достаточно установить турботаймер. Данное решение позволяет вынуть ключ из замка зажигания, покинуть автомобиль, закрыть замки и поставить машину на охрану, в то время как турботаймер автоматически заглушит мотор через запрограммированный промежуток времени.
Что такое турботаймер и как работает
Разобравшись с тем, зачем нужен турботаймер, давайте рассмотрим данное устройство более подробно. Итак, турботаймер — небольшой контроллер, интегрированный в схему подключения замка зажигания. Устройство электронное, данный контроллер автоматически распознает, когда водитель извлекает ключ из замка зажигания.
В продаже можно встретить разные турботаймеры. Что касается простых девайсов, наиболее доступных по цене, они не имеют каких-либо дополнительных функций и просто не дают двигателю заглохнуть определенное время. Если рассматривать более дорогие варианты, такие решения оснащены ЖК-дисплеем, имеется возможность гибкой настройки (длительность работы мотора на холостых, остановка двигателя с учетом его температуры и т.п.).
Примечательно то, что даже если проникнуть в автомобиль в тот момент, когда двигатель работает на холостых от турботаймера, а ключа в замке зажигания нет, начать движение на автомобиле не получится. Данное устройство блокирует системы автомобиля, при попытке начать движение активируется сигнализация, иммобилайзер и т.п.
Турботаймер: ставить или нет
Начнем с того, что некоторые владельцы турбомоторов утверждают, что при спокойном стиле езды в установке турботаймера нет необходимости. Другими словами, смысл устанавливать турботаймер есть только в том случае, если водитель часто крутит двигатель до оборотов, близких к красной зоне на тахометре.
С этим утверждением можно согласиться, но только частично. Первое, даже на оборотах немного выше средних разогрев турбины уже может быть существенным. Второе, с учетом достаточно высокой стоимости турбокомпрессора, а также его ограниченного ресурса, дополнительное охлаждение турбины при небольших вложениях никак не будет лишним.
Другими словами, для бензиновых и дизельных авто турботаймер является очень полезным решением. Среди основных преимуществ можно выделить следующее:
- увеличение срока службы и общего ресурса турбины путем защиты от перегрева;
- относительная простота установки и доступная стоимость турботаймера.
- положительное влияние на общее состояние моторного масла (смазка не «угорает» в раскаленном турбонагнетателе после остановки ДВС).
Что касается недостатков, можно выделить то, что при установке может возникнуть конфликт оборудования с другими системами, установленными в авто. Прежде всего, речь идет об охранных и противоугонных системах (как штатных, так и сторонних). Дело в том, что турботаймер ставится в разрыв цепей замка зажигания. Хотя в подавляющем большинстве случаев все конфликты оборудования можно устранить, это может несколько осложнить установку устройства и немного увеличить общую стоимость работ.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какое масло для бензиновых турбодвигателей лучше подбирать, а также как правильно эксплуатировать и обслуживать турбомотор. Из этой статьи вы узнаете об основных требованиях и рекомендациях касательно эксплуатации и обслуживания турбодвигателей.
По этой причине рекомендуется доверять монтаж подобного оборудования исключительно опытным профессионалам, которые подберут оптимальную модель турботаймера, а также правильно установят данное устройство в автомобиль и выполнят его настройку после монтажа. Также специалисты параллельно проверят корректность работы всех сопряженных систем автомобиля на предмет ошибок или сбоев.
Еще добавим, что наличие турботаймера несколько увеличивает расход топлива, хотя и весьма незначительно. На практике, срабатывание турботаймера в некоторых случаях может быть и вовсе неоправданным. Например, водитель просто перепарковал автомобиль, турбина не разогревалась, при этом двигатель все равно будет работать некоторое время на холостых оборотах после выключения зажигания и расходовать горючее.
Советы и рекомендации
Следует учитывать, что не на все машины с турбомотором обязательно нужно ставить турботаймер. И дело тут не в спокойном стиле езды, а в устройстве того или иного турбокомпрессора, который установлен в конкретном авто.
- Сами изготовители турбин для двигателей автомобилей постоянно совершенствуют конструкцию. Существует много моделей авто с турбонагнетателями, в которых нагрев камеры для раскаленных газов не оказывает особого влияния на температуру подшипников турбины и маслоканалы. Если такая турбина стоит на вашем авто, устанавливать дополнительный турботаймер не нужно.
- То же самое можно сказать об автомобилях, оснащенных автономной системой охлаждения турбины. Такая система самостоятельно поддерживает циркуляцию моторного масла в турбине для охлаждения турбокомпрессора уже после остановки двигателя. Получается, турботаймер в этом случае также будет лишним.
Что в итоге
Как видно, турботаймер является настоятельно рекомендуемым устройством для одних автомобилей и фактически не нужным решением для других. По этой причине важно сначала разобраться в особенностях того или иного турбокомпрессора на вашем авто, а также имеет ли конкретная модель штатные решения для охлаждения турбины. Сделать это можно, обратившись к официальному дилеру марки, получив консультацию у специалистов, задав вопрос на тематическом форуме и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое масляные форсунки для охлаждения поршней в двигателе. Из этой статьи вы узнаете о назначении, устройстве, принципе работы, а также плюсах и минусах маслофорсунок двигателя.
Если выясняется, что турбина подвержена перегреву и решений для ее охлаждения на вашей машине нет, даже сторонникам спокойного стиля езды вполне можно рекомендовать установить турботаймер.
Такое устройство позволит продлить ресурс турбокомпрессора, а также несколько увеличить срок службы моторного масла и дольше сохранять его полезные защитные свойства. При этом для более нагруженных турбомоторов вопрос подбора и периодичности замены моторного масла стоит намного острее по сравнению с атмосферными силовыми агрегатами.