Что значит CVT коробка: принцип работы и конструктивные особенности
Автоматическая коробка переключения передач вариаторного типа (CVT) – коробка с возможностью бесступенчатого изменения передаточного числа. Вариатор представляет собой тип коробки, отличающийся от других КПП отсутствием фиксированных передаточных отношений (чисел).
При этом производство вариаторной коробки по сравнению с «классическими» автоматами АКПП намного дешевле и проще. Однако, не смотря на ряд преимуществ (как конструктивных, так и в плане производительности) данный вид трансмиссии сегодня не так популярен. Далее мы рассмотрим, какие особенности имеет коробка CVT.
Содержание статьи:
Бесступенчатая трансмиссия или как расшифровать CVT
Само название CVT это сокращение от «Continuously Variable Transmission». В переводе на русский язык дословно «постоянно изменяющаяся трансмиссия», которую многие просто называют вариатор от слова variable. Такая трансмиссия устанавливается на разные автомобили, при этом зачастую с моторами малой и средней мощности.
Рассматриваемая коробка CVT вариатор ряд конструктивных особенностей, показателей и характеристик. Среди основных можно выделить:
- абсолютная плавность нарастания и снижения тяги (без толчков и рывков);
- отсутствие момента разрыва потока мощности при переключении скоростей;
- эффективная передача больших тяговых усилий без особых потерь;
Основные составляющие вариаторной коробки: валы и шкивы, а также ремень (клиноременной вариатор) или цепь (цепной вариатор) между шкивами, через которые передается крутящий момент. Также вариатор может быть представлен вариантом, когда ремня или цепи нет, вместо них используются ролики (тороидный вариатор).
Самый распространенный вид вариаторной коробки — CVT коробки с клиноременной передачей. В коробке CVT вместо классических зубчатых колес (шестерен) используется стальной ремень или цепь. Цепь или ремень двигаются между двумя установленными парами на выходных и входных валах коническими колесами. Фактически, указанные колеса и есть шкивы, между которыми натянут ремень.
При сближении или расхождении каждой конической пары, радиус шкива плавно меняется. В результате происходит плавное изменение передаточного отношения, причем осуществляется непрерывная передача крутящего момента от ДВС на колеса.
Достоинства и недостатки трансмиссии вариаторного типа
Безусловно, данный вид трансмиссии имеет следующие достоинства:
- высокая плавность хода, плавное переключение передач;
- экономичность (расход топлива по сравнению с простым автоматом более низкий);
- более высокий КПД по сравнению с АКПП;
- безопасность (обеспечение дополнительной безопасности в экстремальных ситуациях за счет постоянной тяги);
При этом многие автолюбители относятся с недоверием к коробкам CVT, поскольку они также имеют ряд недостатков:
- коробки вариаторного типа не выдерживают больших нагрузок, CVT не устанавливаются на автомобили с двигателями, обладающими высоким крутящим моментом;
- дороговизна рабочей жидкости для обслуживания коробки;
- сложный ремонт коробки CVT;
- ограничения по буксировке автомобиля, оборудованного вариаторной коробкой переключения передач;
- бесперебойная работа вариатора напрямую зависимость от сигналов, передаваемых датчиками (поломка одного из датчиков может привести к сбоям в работе всей трансмиссии).
Получается, хотя машина с вариатором стоит дешевле, так как CVT является более простой трансмиссией в плане производства, обслуживать такой агрегат нужно чаще (каждые 30-40 тыс. км.), обслуживание получается дороже, чем в случае с АКПП. Также добавим, что ремень вариатора является элементом с ограниченным сроком службы. Замена рекомендована на пробеге 100 тыс. км.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроен и работает вариатор. Из этой статьи вы узнаете об устройстве и принципах работы вариаторной коробки передач CVT.
Еще можно добавить, что ремонт вариатора является сложным процессом. Как правило, крупные автосервисы часто предлагают только агрегатную замену на новую или контрактную коробку. Если говорить о ремонте CVT, сложности возникают не только с самой разборкой, дефектовкой КПП и заменой изношенных деталей, но и с поиском подходящих запчастей, а также с последующей «тонкой» настройкой агрегата.
Параллельно следует упомянуть и о том, что сцеплением вариатора является хорошо знакомый по устройству АКПП гидротрансформатор. На практике, большинство проблем, которые возникают по причине поломок «бублика», характерны и для вариатора. Другими словами, выход из строя ГДТ также потребует ремонта или замены указанного устройства.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дешевым и более выгодным решением вариатор кажется только на первый взгляд. На самом деле, такая коробка в долгосрочной перспективе менее надежна и требует больших расходов на ремонт и обслуживание.
Что в итоге
Как видно, коробка вариаторного типа в силу своих конструктивных и эксплуатационных особенностей является достаточно обособленным агрегатом на фоне других типов автоматических трансмиссий. На деле, высокий уровень комфорта и неплохие динамические показатели по доступной цене сначала кажутся явным преимуществом.
Недобросовестные продавцы авто с пробегом и менеджеры автосалонов умело пользуются информацией, озвучивая плюсы вариатора, благодаря чему вполне могут ввести неопытного владельца в заблуждение. По этой причине многие водители эксплуатируют вариатор точно так же, как и обычный автомат (резкие старты с места, буксировка прицепа, пробуксовки и т.д.).
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно ездить на вариаторе CVT. Из этой статьи вы узнаете об особенностях эксплуатации вариатора, а также что нужно учитывать при езде на машине с коробкой данного типа.
Если добавить к этому «чиповку» двигателя, становится понятно, что не рассчитанная на высокие нагрузки коробка CVT быстро выходит из строя. Важно понимать, что такая КПП подходит для спокойной и размеренной езды с низкой и средней скоростью по хорошим дорогам, то есть без нагрузок.
Если же «рвать» с места, буксовать и нагружать автомобиль, в этом случае ресурс вариатора заметно сокращается. Для сохранения ресурса и увеличения срока службы вариаторная коробка должна правильно эксплуатироваться и своевременно обслуживаться.