Детонация — частая проблема современных двигателей: чем это опасно и как ее не допустить
фото: © A. Krivonosov
Водителям объяснили, как не допустить детонации в двигателе внутреннего сгорания
Эксперты журнала «За рулем» Алексей Ревин и Михаил Колодочкин объяснили, как не допустить детонации в двигателе внутреннего сгорания.
Содержание статьи:
Как проявляется детонация?
Бывает, что при разгоне или под нагрузкой слышны частые звонкие стуки, издаваемые двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Похожие звуки можно сымитировать, если гаечным ключом среднего размера часто-часто стучать по блоку цилиндров мотора. Такое явление имеет название — это ни что иное, как детонация.
В чем причина детонации?
Этот стук генерируется ударными волнами в цилиндре. Детонация — процесс самопроизвольного воспламенения топлива от волны сжатия. При правильной работе бензинового двигателя топливо должно поджигаться в заданной точке положения поршня и в заданный момент времени — для того и служит свеча зажигания. Но волна давления, которую гонит фронт пламени, попадает в узкие щели надпоршневого зазора (в этот момент поршень находится почти в верхней мертвой точке) и многократно усиливается. Молекулы топлива становятся активными, запускается очаг детонации. Волна от него со скоростью до 2500 м/с несется навстречу исходному фронту пламени, вызывая те самые «стуки».
Чем опасна детонация?
Если повезет, то проблема ограничится снижением мощности и увеличением расхода топлива. Однако при неблагоприятных обстоятельствах неконтролируемое взрывоподобное горение может привести к прогару клапанов, выломанным перегородкам поршней и перегрузке подшипников коленчатого вала, что, в конечном итоге, потребует капитального ремонта двигателя.
Что делать, чтобы не допустить детонации?
Причинами могут быть слишком ранние углы опережения зажигания, перегрев мотора (в том числе из-за отложений), а также неправильная установка фаз газораспределения, что приводит к слишком раннему закрытию впускного клапана. В результате сжатие начинается раньше, и давление в цилиндре в момент положения поршня в верхней мертвой точке становится выше нормы, что вызывает детонацию даже при нормальных углах опережения зажигания.
Частой причиной детонации является использование неподходящего бензина, обычно низкооктанового. В современных моторах электронный блок управления может корректировать угол опережения зажигания, а в карбюраторных двигателях это должен делать сам водитель.