Хруст в колесе при повороте: хрустит «граната» и как определить
В процессе эксплуатации автомобиля с передним или полным приводом водитель может услышать хруст при повороте руля направо или налево. Часто в этом случае хрустит ШРУС (шарнир равных угловых скоростей или просто граната). Звук получается характерным и напоминает гулкий треск.
При этом важно точно определить:
- какой ШРУС хрустит;
- степень серьезности поломки;
- можно ли доехать до СТО своим ходом;
Дело в том, что на каждой стороне установлен ШРУС внутренний, а также ШРУС наружный. Для диагностики необходимо отдельно учитывать некоторые особенности и нюансы. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
ШРУС: что это такое и как работает
ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) является деталью, которая осуществляет передачу крутящего момента между полуосями, при этом угол между полуосями постоянно изменяется. ШРУСы активно используются в устройстве автомобилей с передним и полным приводом.
На передней оси используются:
- внутренний ШРУС (внутренняя граната);
- наружный ШРУС (наружная граната);
Внутренний ШРУС отвечает за передачу вращение от коробки передач на вал, тогда как внешний шарнир передает вращение от внутреннего на колесо. Использование данных элементов позволяет передавать крутящий момент и поворачивать ведущие колеса автомобиля.
Почему хрустит «граната»
В целом, шарнир равных угловых скоростей является достаточно надежной деталью. Естественный износ наступает на больших пробегах (около 150-200 тыс. км и более). Однако в ряде случаев деталь может выйти из строя раньше по определенным причинам.
При этом основным признаком проблем с шарниром является характерный треск (зачастую при повороте хрустит ШРУС). Также хруст гранаты можно услышать при разгоне автомобиля (особенно сильно проявляется с вывернутыми колесами).
Основные причины хруста ШРУС:
- эксплуатация автомобиля в сложных условиях (бездорожье, попадание в ямы на высоких скоростях, буксировка тяжелых прицепов, перевозка грузов и т.д.).
- агрессивная езда, резкие разгоны и экстренное торможение (особенно с вывернутыми колесами), вхождение в крутые повороты на большой скорости и т.д.
- разрыв пыльника ШРУС, попадания в механизм влаги, грязи и пыли (смазка ШРУС накапливает частички и начинает работать подобно абразиву, разрушая деталь). Кстати, подавляющее большинство проблем со ШРУСом связаны именно с повреждением пыльника;
Чтобы понять, какой ШРУС издает при повороте руля хруст, нужно провести диагностику. При этом быстро определить, какой ШРУС хрустит, не особенно сложно. В рамках проверки следует обращать внимание на некоторые особенности.
- Хруст и скрипы обычно издает наружная граната. Проверить ШРУС можно, вывернув колеса и начав активный разгон. Как правило, не особенно сильный хруст в повороте станет более звонким. Также следует обратить внимание на руль. Если на руле ощущаются вибрации и легкие толчки, это также укажет на проблемы с наружными шарнирами.
- Внутренний ШРУС обычно не хрустит, а слегка постукивает при езде с ровно выставленными колесами по прямой. Кроме езды по ровной дороге, при попадании в ямы стуки усиливаются. Дело в том, что нагрузки на внутренний ШРУС сильнее в зависимости от того, какая яма по глубине окажется под колесами.
Когда нужна проверка ШРУС на автомобиле
Если хрустит ШРУС, многие водители интересуются, как долго можно эксплуатировать авто до ремонта с такой поломкой. Другими словами, сколько можно ездить, если хрустит ШРУС. Причин, по которым затягивают с ремонтом, несколько:
- шарниры равных угловых скоростей на некоторых авто могут стоить остаточно дорого.
- хруст и стук может быть не сильным и т.д.;
Прежде всего, возможность эксплуатации авто зависит от серьезности поломки. Чем сильнее окажется изношенным ШРУС, тем быстрее его надо поменять. При этом стук и хруст являются индикатором, указывающим на необходимость замены.
Например, если хруст сильный, лучше менять шарнир безотлагательно. Дело в том, что при полной поломке узла (заклинивание, растрескивание корпуса или выпадение шариков и т.д.), можно получить серьезные проблемы с другим агрегатами, узлами и элементами.
В свою очередь, симптомы неисправности на начальной стадии можно попробовать устранить методом обслуживания (смазка ШРУС и замена пыльников). Если нет результата, тогда следует готовиться к тому, что с усилением шума, стука и хруста деталь нужно будет поменять. Произойти это может как через 500-1000 км. после появления первых симптомов, таки позже.
При этом специалисты все же не рекомендуют эксплуатировать автомобиль и подвергать машину нагрузкам при наличии подобных неисправностей. Это означает, что какое-то время с частично неисправным ШРУС можно ездить, однако, деталь следует заменить при первой такой возможности и не затягивать с ремонтом. Если же признаки поломки серьезные (сильный шум и хруст), следует отказаться от эксплуатации и заменить шарниры.
Как проверить ШРУС наружный
Выявив характерные признаки неисправности, необходима дополнительная проверка ШРУСа. Если необходимо проверить наружный ШРУС, следует учитывать некоторые особенности. Деталь с одной стороны прикреплена к внутреннему шарниру через полуось, а с другой крепится к ступице.
С учетом того, что шарнир представляет собой сепаратор с шариками, в случае повреждений шарикового механизма появляется хруст. Также корпус сверху защищен пыльником. Если пыльник порван, влага грязь и пыль попали внутрь ШРУС и вывели его из строя.
Для того, чтобы проверить внешний ШРУС, нужно поездить по ровной дороге, поворачивая колеса в одну и другую сторону до упора. В крайних положениях руля необходимо нажать на газ. Если хруст усиливается, тогда неисправна наружная граната. При этом хруст при повороте влево укажет на то, что неисправен ШРУС с правой «пассажирской» стороны. Если же звук появляется в правом повороте, в этом случае хрустит левый ШРУС (со стороны водителя).
Проверка внутреннего шарнира
Что касается внутреннего ШРУСа, данный элемент конструктивно напоминает стакан (имеется внешний корпус подшипниками, которые движутся в трех плоскостях). Вал вставлен в коробку передач, при этом трипод с подшипниками закреплен на полуоси.
Устройство внутреннего ШРУСа предельно простое, выходит из строя шарнир намного реже, чем наружный. Однако отсутствие смазки во внутреннем ШРУСе и порванный пыльник могут вывести из строя даже такой надежный механизм.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить шаровые опоры своими руками. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены шаровых опор, а также как правильно менять шаровые и что нужно учитывать, если выполняется такая замена.
Чтобы проверить внутренние гранаты, необходимо выбрать участок дороги, где есть ямы и неровности. Основной признак неисправного внутреннего шарнира — стук при попадании колеса в яму. Обратите внимание, перед проверкой желательно выполнить диагностику ходовой, чтобы исключить другие возможные причины стука.
Есть и еще дин метод проверки – можно загрузить заднюю ось авто до такой степени, чтобы «нос» автомобиля поднялся выше, при этом произошел прогиб оси внутреннего ШРУСа. В том случае, если стук появляется при таких условиях, это значит, что внутренний ШРУС вышел из строя.
Другие способы проверки
В рамках диагностики шарниров равных угловых скоростей также нужно знать еще один способ, как определить, какой ШРУС хрустит. При этом данный способ подходить только для авто с механической коробкой передач. Из инструментов для проверки потребуется домкрат.
- Сначала авто ставят на ровную площадку;
- Колеса выставляются прямо и вывешиваются;
- Затянув ручник, на нейтральной передаче заводится мотор;
- Дальше после выжима сцепления включается первая скорость;
- Затем в салоне нажимается педаль газа и осторожно нажимается педаль тормоза (создается нагрузка на ШРУС).
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие признаки указывают на проблемы с втулками стабилизатора поперечной устойчивости. Из этой статьи вы узнаете, для чего предназначены втулки стабилизатора, а также когда и почему их нужно менять и как выполнить замену втулок стабилизатора своими руками.
В случае поломки внутреннего ШРУСа будут слышны стуки в момент нажатия на тормоз. Если внутренние ШРУСы исправны, двигатель заглохнет и посторонних стуков не будет. Далее руль выворачивается до упора влево или вправо и нажимается тормоз. Если к стуку добавился хруст, внешняя граната также неисправна. Таким методом можно проверить ШРУСы на полуосях с обеих сторон.
Рекомендации
Как правило, основной проблемой ШРУС является повреждение пыльников шарнира. По этой причине за их состоянием нужно постоянно следить на каждом ТО. Не допускается даже наличие малейших повреждений (трещины, разрывы, дыры и другие дефекты). Если такие дефекты обнаружены, пыльник ШРУС нужно сразу менять. Обратите внимание, игнорирование данного правила приводит к поломке данного узла.
При этом если ШРУС захрустел, это указывает на критический износ. На практике, проблему можно «законсервировать» при помощи обновления смазки шарнира. Однако это не позволяет говорить о надежности и долговечности узла после такого обслуживания.
Также добавим, что максимальная нагрузка на ШРУС создается в том случае, если водитель сильно газует при вывернутых колесах. Если есть такая возможность и нужно преодолеть препятствие (например, заехать на бордюр или резко ускориться при развороте), лучше поставить колеса как можно прямее при такой возможности, чтобы снизить нагрузку на ШРУС.