И все-таки они существуют: сойдет ли LADA е-Largus для «короткого плеча»
15 декабря 2023 года производственную площадку LADA-Ижевск посетил с рабочим визитом президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов, который в компании с главой Удмуртской Республики Александром Бречаловым продемонстрировал журналистам запуск нового масштабного проекта — начало производства LADA e-Largus.
Хотя на самом деле речь пока речь идет о сборке лишь опытной партии, необходимой для наладки и калибровки смонтированного технологического оборудования, а также для сертификации автомобиля. Объем серии — 30 штук, но в день запуска шесть из них обещали собрать. Корреспондент портала «АвтоВзгляд» собственными глазами видел один действующий e-Largus, на котором президент Удмуртии прокатил своего номинального коллегу по президентскому цеху — Максима Соколова — по просторным и пока полупустым цехам завода.
Автозавод в Ижевске после известных событий перестал выпускать автомобили. «Весту» уже с год как забрали на историческую родину — на конвейер в Тольятти. Уделом ижевцев осталась штамповка кузовных деталей для некогда популярных вазовских бестселлеров, начиная с «Самары» и далее по списку. При этом на заводе числится порядка 1500 сотрудников, цеха без шума конвейера смотрятся уныло, а на площадках готовой продукции — только снег.
Однако скоро все должно измениться, и Largus (электрический и бензиновый), чье полномасштабное производство тут намерены наладить уже к маю, обещает вдохнуть жизнь в нынешнее уныние. Помимо сборки предполагаются штамповка (64 позиции), сварка (уже идет), окраска («Ларгусы» предложат потребителю в восьми цветах). Ну и готовятся прессы под отливку пластиковых деталей.
И производитель обещает, что Largus станет самой локализованной российской «иномаркой» (уже 50% компонентов — наши). Уж и не знаем, как нынче именовать новый статус популярного «каблучка». Если верить вазовскому релизу, LADA e-Largus — первый российский электромобиль с отечественной батареей глубокой локализации.
Действительно, структуры российской компании «Итэлма» во всю заняты организацией производства электрической начинки фургона. Намерены даже делать свои батареи. Однако пока практически на всех узлах новой «электрички», что представили журналистам на отдельном стенде для наглядности, читаются иероглифы. Но на самом деле радует, что вазовцы (в отличие от ряда других отечественных автостроителей) ничего не скрывают. Да, пока китайское. Но когда-нибудь будет и свое.
Многие спросят: с чего столько шуму? Машине почитай уже двадцать лет, ее с 2012 года собирали в России, а весь электрофарш можно купить на алиэкспрессе. И отчасти будут правы. Но серийное производство — дело особое. Главное — все придумать и продумать таким образом, чтобы покупателям было из чего выбрать, а производители при этом не оставались в накладе. Да еще чтобы технологии, пусть и китайские, хоть как-то просачивались в Россию-матушку. В нынешних отечественных условиях задача почти невыполнимая.
И тем не менее, в семействе LADA e-Largus будут грузопассажирские 5-местные версии и коммерческие фургоны с литий-ионными батареями различной емкости, способными обеспечить пробег до 400 км на одной зарядке. Батареи расположены в полу, где раньше был бензобак, поэтому объемы салона и багажника с появлением «электрички» не пострадали.
Под капотом стоит синхронный электромотор на постоянных магнитах номинальной мощностью 50 кВт с кратковременным выплеском пиковой мощности до 120 кВт. Новая панель приборов теперь позволяет контролировать уровень заряда и запас хода. Настройки силового агрегата обеспечат максимальную скорость в 145 км/ч (ограничено электроникой), а также динамичный разгон до сотни менее чем за 10 секунд. Цитата из релиза:
– Разработкой электрической силовой установки для обеих версий занималась компания «Системы автономной энергии» САЭ (входит в ГК «Итэлма») в тесном сотрудничестве с инженерами АВТОВАЗа. Аккумуляторы от САЭ разработаны и произведены в России, система управления и термостатирования — также российская. В планах компании в ближайшие 2 года локализовать последний импортный элемент — аккумуляторную ячейку…
Уверены, со временем так оно и будет. Но пока, повторим, на той же силовой установке, «разработанной в тесном сотрудничестве с инженерами АВТОВАЗа», мы видим китайские письмена. И, думается, еще долго будем их наблюдать в прямом и образном смысле этих слов. Так или иначе, но серийное производство LADA e-Largus стартует во II квартале 2024 года, вместе с возобновлением выпуска бензиновых LADA Largus с ДВС. О ценах пока молчок, что и понятно.
А нам лишь остается надеяться, что электрическая новинка и правда сгодится в корпоративных парках для развозных целей на «коротком плече». Хотя в принципе верная экономически концепция малого развозного фургона на электротяге в наших углеводородных палестинах пока терпит полное фиаско.