Как онлайн меняет рынок автозапчастей в России: мнение эксперта
фото: © generated with Dall-e
Эксперт рассказал, как на российском рынке меняются онлайн-продажи автозапчастей
Процесс покупки и продажи товаров или услуг через интернет – так называемая электронная коммерция – все прочнее входит в нашу жизнь. По данным «Авито Авто», с которыми ознакомился корреспондент «Тарантас Ньюс», e-com стал нормой во многих отраслях.
Лидирующими сферами являются электроника (67% продаж происходит онлайн), дом и интерьер (50%), а также одежда и обувь (49%). Продажи автозапчастей пока что отстают от e-com рынка (всего — 18%), но не столько по интересу, сколько по сложности, комментирует Алексей Головин, руководитель бизнес-направления «Запчасти и автосервисы».
Ключевыми барьерами к онлайну глазами автовладельцев, по его словам, являются несколько факторов. Людям непонятно, кто продает запчасти, а также как потом вернуть или обменять купленную в Интернете деталь (по 22%). 26% водителей жалуются на то, что нет возможности потрогать и увидеть товар вживую. Наконец, 29% видят в этом риск приобрести подделку. При этом, подчеркивает Алексей Головин, 73% покупателей охотно используют онлайн для анализа и сравнения перед совершением покупки.
За три последних года объем продаж автозапчастей по линии e-com вырос на 88%. И у экспертов нет сомнений в росте потребительского интереса к данной форме покупки автодеталей. Прогноз «Авито Авто» такой: к 2028 году на e-com будет приходиться уже 38% всего объема российских продаж запчастей.
Картина по продавцам автозапчастей для легковых автомобилей и коммерческого транспорта кардинально иная — онлайн-продажи практикуют 89% из них. Согласно данным ORO (АО «МИЦ»), на апрель 2025 года 38% трейдеров используют для этого собственные сайты, 29% размещают информацию на маркетплейсах, 26% в соцсетях и мессенджерах и т. п. Те 11% продавцов запчастей, кто пока что далеко от e-com, в ближайшие полгода намерены всерьез рассмотреть выход в онлайн.
Данный рынок формируют самые различные игроки. Лидером являются онлайн-магазины (23%). Следом идут частники и оптовики (20%), производители (17%), дистрибьюторы (11%), оффлайн-продавцы и разборки (по 9%), мелкие онлайн-реселлеры (8%). И меньше всего от онлайн-пирога откусывают реселлеры б/у (4%) и автослесари (0,5%).
«Онлайн должен доказывать, что он способен быть не только массовым, но и предсказуемым», — заметил Алексей Головин. — Иными словами, прибыльность и доверие должны стать привычкой». На сегодняшний день только 28% продавцов автозапчастей считают e-com привычным для себя форматом, мол, «работаем так годами». Такое же количество трейдеров говорит, что онлайн позволяет им продавать с большей прибылью. А максимальные 31% продавцов заявляют, что e-com ассоциируется с надежностью у клиентов.
11% продавцов запчастей жалуются на риски повреждения товара при доставке, а 13% — еще и на так называемых «холодных» покупателей. В 13% случаев у тех, кто реализует детали через Интернет, отсутствуют собственные специалисты по онлайн-продажам. И ровно такому же проценту продавцов сложно обсуждать все детали заказа. Ну, а самое большое неудобство (30%) для продавцов связано с тем, что покупатель хочет посмотреть товар вживую.
Онлайн-магазины чаще попадают в сегмент более высокой выручки и объемов продаж. Например, каждый третий (34%) реализованный ими товар имеет наценку 30% и выше. В каждом третьем случае (31%) ежемесячная выручка доходит до 15 млн рублей и даже больше. Эти показатели, по словам Алексея Головина, заметно превосходят результаты деятельности оффлайн-магазинов в e-com.