Как себя поведет вторичный авторынок в 2025 году? Прогнозы экспертов
фото: tarantas.news
Эксперты рассказали, что станет с рынком автомобилей с пробегом в 2025 году
По предварительной оценке «Автостата», в ноябре текущего года на российском рынке было продано 509 тыс. подержанных автомобилей – показатель не рекордный и не провальный одновременно. Примерно столько же было реализовано в апреле. Насторожить может другой момент – снижение объема продаж на «вторичке» по сравнению с октябрем составило 11%. Пусть не так много, как в сегменте новых машин (-29%), но эти два рынка, по утверждению автоэкспертов, сильно коррелируются. С чем войдем в 2025-й и какие тренды будут главенствовать? Ответ на этот вопрос попытался услышать корреспондент портала «Тарантас Ньюс» на прошедшем мероприятии Analytic Day.
Антон Ганжа, руководитель автомобильной системы Pango Cars, заявил, что нынешнее падение продаж новых автомобилей хоть и отражается на рынке автомобилей с пробегом (АСП), но все же не так сильно: «Вторичка» — более стабильный рынок. Даже по той простой причине, что он меньше зависит от кредитной истории. По разным брендам кредитование по новым машинам доходит до 80%, в АСП это всего 15–30%. Те дилеры, кто научился играть на вторичном рынке, способны обеспечить себе стабильность в обозримой перспективе».
Вадим Черноусов, руководитель программы «Рольф с пробегом», отметил, в свою очередь, что на сегодняшний день оптимистичная новость одна: «У нас, в России, есть рынок. Он большой и стабильный — скорее всего, по итогам 2024 года удастся выйти на показатель 6 млн АСП. И этот рынок сильно отличается от рынка 3-летней давности. Во всяком случае, глазами дилера».
Озадачивает, по утверждению эксперта, ключевая ставка: «Всё потому, что наш бизнес финансируется нашими же деньгами, никаких субсидий на „вторичке“ нет. Вторая печальная история, получившая свое развитие в первой половине 2024-го — дефицит кадров. Битва за них разогнала зарплаты, и такая ситуация сохранилась по сей день. Повторюсь, у нас есть две основные проблемы: высокое финансирование и дорогостоящие люди, а в АСП таковых вовлечено в процесс большое количество».
По словам Вадима Черноусова, в 2024 году идет существенное падение в количестве транзакций: «Если прошлый год мы закрыли с показателем более 100 000 проданных б/у машин, то в этом будет, наверное, 63 000 автомобилей. В один момент мы поняли, что рост ключевой ставки будет лавинообразный, и ничто не заставит его остановиться. В этой связи мы сознательно пошли на уменьшение складов и объемом, такая модель наиболее управляемая. Цель — сохранение маржинальности».
По мнению представителя «Рольф», если сейчас и дальше заниматься АСП, то единственным «не доизведанным» направлением осталась комиссия: «Мы на это заходили много раз и, признаюсь, получилось так себе. С одной стороны, есть набитые шишки и мозоли, с другой стороны, присутствует понимание, что без комиссии нынче никак. При нынешней ключевой ставке только комиссия спасет направление автомобилей с пробегом». Аналогичное мнение высказал и представитель компании Fresh Auto: «У нас комиссия исторически сильна. 60–70% склада — именно комиссионные машины».
Антон Ганжа заметил, что у дилеров сегодня есть запрос на альтернативные источники трафика. И с этой точки зрения они активно присматриваются к маркетплейсам. «Норма прибыли, которую забирают маркетплейсы, настолько велика, что дилеры готовы на разные эксперименты, включая этот, — заявил эксперт. — Очень многие компании хотят стать маркетплейсом, но это удовольствие не из дешевых — порядка 100 млн рублей в месяц на протяжении 5 лет. Бюджет примерно такой, и не факт, что всё получится».
По мнению Антона Ганжи, стоимость подержанных автомобилей будет снижаться в рамках оборачиваемости склада. «Мы видим, что цены на АСП, проходящие через дилеров, зависят в большей степени от рынка новых машин. Последние 2 месяца наблюдается падение цены на б/у автомобили. Структура рынка меняется. Средневзвешенная цена на подержанные машины пойдет вниз, так сказать, в моменте, вслед за дисконтом на новые машины. Если новые начнут расти (до сих пор не отыграны ни утильсбор, ни курс рубля, ни что другое — прим. редакции), рынок АСП таже поползет вверх». Руководитель Pango Cars уверен, что до марта 2025 года стоки по новым автомобилям будут распроданы, и цена «бэушных» моделей пойдет вверх.
Вадим Черноусов не согласен с таким прогнозом. По его мнению, ни у кого сегодня нет «перегретых» складов, во всяком случае, утонил он, у крупных московских дилеров. «Не знаю, может, в регионах иначе? — переспросил эксперт. — С ценами на „вторичке“ сейчас ничего не произойдет. Я не вижу падения цен на АСП в настоящее время, а то, что они будут расти в 2025-м — совершенно очевидно. Мой прогноз +10% по году. Важно будет наблюдать, что будет происходить на рынке новых автомобилей. Если там машин с избытком, значит, рост цен на АСП в следующем году будет менее 10%. Если будет не хватать новых машин, то возможно более существенное, нежели 10%, подорожание».
Сотрудник «Рольфа» обратил внимание на рынок подержанных китайских автомобилей, который, по его словам, еще не сформирован: «Не очень понятно, как потребитель их будет принимать. Если машина с пробегом 15 тыс. км, это одна история, если 80 тыс. км — другая. Мы в компании перестали такие машины выкупать, потому что потом их сложно реализовать».