Как выбрать маленькую машину для города и не кусать потом локти
Жизнь в современных мегаполисах, где очень мало свободного места, прежде всего парковочного, требует и транспортных средств соответствующих размеров. Да, не очень удобно, но деваться некуда. Миниатюрные авто очень популярны в Европе, на которую мы почему-то всеми силами пытаемся походить. Но взаимной любви нет — поставки новых «компактов» из-за границы нынче прекращены. Что же тогда покупать?
Надежды на российского производителя в данном классе нет, единственное более-менее компактное авто — «Калину» — давно с производства сняли. Произошло это ещё в 2013 году, вскоре после того, как французы из Renault развернулись на заводе. В мусорную корзину они отправили уже готовый проект ВАЗ-11174 — суперкомпактного трёхдверного авто на данной базе.
Китайцы ничего мелкого в РФ не везут, хотя маленькие авто в Поднебесной делают. Перечислять их названия и цены смысла нет, так как «утилизационный сбор» делает их частный ввоз в РФ невыгодным. Дело не в китайцах, а в российских чиновниках — они почему-то против. Хотя ни о какой конкуренции с пресловутым отечественным производителем нет и речи, в Тольятти просто никто не чешется.
Остаётся только рынок подержанных автомобилей. Причём стоит понимать, что машина точно будет «второй свежести».
«Чем дешевле машина, тем меньше у неё запас прочности. И тем дороже эксплуатация по отношению к её остаточной стоимости. Именно поэтому такой автомобильчик, как Daewoo Matiz, по самым разным рейтингам неоднократно становился „чемпионом“ по дороговизне. Например, сцепление в сборе на него сейчас стоит 4−6 тысяч рублей, это если покупать что-то приличное. Да и всё остальное обойдётся недешево. Совершенно неадекватные деньги по сравнению с тем, за сколько эта таратайку можно продать», — объясняет управляющий мультибрендовой СТО Алексей.
Кстати, живой Daewoo Matiz или его последнюю реинкарнацию под названием Chevrolet Spark и не купить, все всех уже убили. Сейчас оставшиеся на ходу машинки доламывают гастарбайтеры, периодически пытаясь от них избавляться, причём задорого. Иными словами, смотреть в сторону Matiz не стоит, совсем. Кстати, жрёт данный пепелац тоже вполне себе прилично — 6−8 литров в городском цикле.
Эталон городского автомобильчика это, конечно, немецкий Smart Fortwo. Кушает до пяти литров, на трассе ещё меньше, очень безопасный, а парковать его можно даже поперёк. Конструкция простая и надёжная, а внешний вид совсем на высоте — просто милашка. Но недешёвая: первое поколение (включая его рестайлинг), которому уже 20 лет, обойдётся от полумиллиона рублей. Второе — уже с мотором 1,0 литра — от 600−700 тысяч рублей.
С сервисом проблем нет, тут поможет интернет-сообщество. Запчасти… Всё тоже всё более-менее решаемо, параллельный импорт рулит. Да, недёшево, но вполне себе вариант. И экономичный, и симпатичный, и безопасный. Единственное, что не стоит покупать — дизельный вариант, он зимой плохо прогревается. Правда, после тюнинга в виде утепления шлангов системы охлаждения и в нём не замёрзните, но такая машинка сама по себе большая редкость.
Багажник тут есть, причём вполне достаточный даже для поездок в магазин мелкооптовой торговле вроде «Metro» — проверено неоднократно лично. Да, всего два посадочных места, зато очень просторных. И все вокруг вам улыбаются — это бесценно.
Toyota IQ — не самая удачная попытка корпорации войти в этот же сегмент рынка, «японский Smart» получился так себе. Очень большая погрузочная высота совсем скромного багажника, иные проблемы с эргономикой, да и великовата по сравнению с «оригиналом». Хотели, понятное дело, как лучше, но вышло как у Черномырдина. Однако в России наблюдается всем известный «культ Toyota», посему IQ непомерно дороги — от 800−900 тысяч рублей за 15-летний автомобильчик. Да, кушает он на уровне Smart Fortwo, но как-то дороговато — экономически нецелесообразно. Проще и дешевле на такси.
Китайская крошка Chery Kimo, напротив, очень недорога — можно купить за 150−200 тысяч рублей, а то и меньше. Но делать этого точно не стоит, сей аналог Daewoo Matiz точно окажется в хлам гнилой. Самой свежей машинке будет десяток лет, и под слоем шпаклёвки с краской там точно дыры. Продавец обязательно предложит солидную скидку, однако вестись не стоит — запчастей на данные транспортные средства больше нет. Совсем!
Peugeot 107, он же Citroen C1 — тоже не стоит. Месье знают толк в извращениях, посему ремонтировать старую французскую машинку — тот ещё квест. Да, её несложно купить за 300−350 тысяч рублей, и внешне техника смотрится очень мило. Но с запчастями не всё хорошо, а мотор тут склонен к совершенно адскому жору масла.
«Брала машину новой, в автосалоне, однако через три года вынуждена была продать — замучилась доливать масло. На сервисе посоветовали переборку двигателя, но когда я узнала ценник решила, что мне её тогда проще сжечь. Долила масло в последний раз и выставила продаваться. Продала. Поступила, наверное, не очень хорошо», — рассказывает бывшая владелица жёлтенького Peugeot 107 Ольга.
Kia Picanto второго поколения — вариант вполне себе для жизни. Моторы (1,0 и 1,3 литра) в городе кушают около 6−7 литров, приемлемо. Есть комплектации с АКПП, с запчастями и расходниками особых проблем нет, можно даже «оригинал» купить, не поддельный. Внешний вид вполне себе, комфорт тоже, с надёжностью нет проблем. Однако почему-то очень дорого — от 800 тысяч рублей за 10-летнюю машинку.
Девушки очень любят Nissan Micra поколения К12 — тот самый «жучок». Машинка, действительно, очень достойная, причём во всех отношениях. Просторный салон, что при таких внешних габаритах сперва очень удивляет, да и вообще внутри находится просто приятно. Конструкция в целом надёжная, запчасти есть, да и разборки Дальнего Востока вам в помощь. Праворульная версия машины называется Nissan March, унификация по узлам очень большая, по кузовщине тоже.
Мотора два — 1,2 литра и 1,4 литра — АКПП есть в обеих версиях. Силовые агрегаты надёжные, сами «автоматы» — тоже. Но есть у Micra одна неприятная особенность — много жрёт, в городском цикле расход может достигать 14−15 литров, причём и на том, и на другом моторе. То есть в два раза больше паспортного! Почему? Внятного ответа тут нет, судя по всему, в ТТХ машины просто вписали «красивые» цифры. 15-летняя «букашка» обойдётся от 500−600 тысяч рублей.
Собственно, Nissan March подешевле, можно даже найти приличный вариант за 400−450 тысяч рублей. Кстати, они бывают и полноприводные, эту версию японцы делали только для внутреннего рынка. Только не стоит думать, что авто только что из Японии. Если вам такое говорят, то точно обманывают.
Компактных авто с правым рулём вообще очень много, да и цены вполне божеские. Вот только ездить на них по российским мегаполисам, наверное, всё-таки не стоит. Небезопасно — они для другой системы движения. Да и не на всех «чистых японцев» всё хорошо с запчастями.
В целом же стоит признать — маленькие авто стоят каких-то совершенно запредельных денег. И, по большому счёту, их покупка не очень-то и целесообразна. Любая поездка на дачу или ещё куда-то выявляет критические проблемы. Багажники маленькие, подвески жёсткие, долго за рулём не просидишь — салоны в основном тоже тесные. По шоссе ездят всякие большие фуры и внедорожники на больших колёсах, да и водители полноразмерных седаном тоже поплёвывают на «букашек».
Поэтому нужно крепко думать. В городе удобней пользоваться общественным транспортом, при всех его недостатках это быстрей и выгодней. А перед тем, как решиться на покупку авто, стоит взять в руки калькулятор и всё посчитать — собственно цену авто и стоимость её эксплуатации. Это и бензин, и регулярные ТО, и парковка и всё остальное. И понять, нужно ли оно вам.
К тому же Россия — не Европа, расстояния у нас совсем не те. Там, за бугром, на городской машинке можно кататься почти везде. Но в США — тоже большой стране — и в городах почему-то народ не покупает всякие компактные авто. Быть может, стоит брать пример? Да и на городах свет клином не сошёлся, страна-то у нас огромная.