Как заменить помпу на ВАЗ 2114 самостоятельно
Водяной насос системы охлаждения двигателя или просто помпа – важнейший элемент, который отвечает за прокачку охлаждающей жидкости по каналам системы охлаждения. Циркуляция жидкости в системе является обязательной для поддержания нормальной рабочей температуры двигателя.
Если помпа изнашивается, частично или полностью выходит из строя, можно столкнуться со следующими неисправностями:
- перегрев двигателя;
- утечки охлаждающей жидкости через помпу;
- посторонние шумы в области помпы;
- заклинивание водяного насоса и обрыв ремня ГРМ;
Чтобы избежать серьезных поломок, необходима регулярная проверка и своевременная замена помпы ВАЗ 2114. Для этого потребуется снять привод с водяного насоса, демонтировать помпу и правильно установить новый насос. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Водяной насос (помпа) системы охлаждения: устройство
Помпа 2114, как и на многих других автомобилях, имеет следующую конструкцию:
- стальной или алюминиевый корпус;
- рабочее колесо (крыльчатка);
- крыльчатка установлена на приводном валу со шкивом на одной стороне;
- на другой стороне вала стоит подшипник помпы;
Внутри корпуса помпы выполнены особы каналы для подвода и отвода антифриза. За счет вращения приводного вала (приводится от ремня ГРМ) с крыльчаткой удается реализовать эффективную и постоянную циркуляцию ОЖ в системе охлаждения двигателя. При этом если двигатель не работает, помпа также не вращается и жидкость в системе не циркулирует.
Неисправности помпы
Как правило, среди основных поломок водяного насоса можно выделить течь помпы, разрушение крыльчатки, износ и заклинивание подшипника приводного вала. Самой серьезной проблемой является неисправность, когда заклинила помпа. В этом случае высока вероятность обрыва ремня ГРМ и загиба клапанов.
Если крыльчатка помпы разрушается, производительность насоса падает, двигатель начинает перегреваться. Зачастую разрушение крыльчатки происходит по причине несвоевременной замены антифриза, сильного загрязнения системы охлаждения, естественного износа и т.д.
Что касается течей помпы, в этом случае уровень ОЖ в системе может постепенно или интенсивно понижаться. При нарушении герметичности, а также в зависимости от степени интенсивности утечки, антифриз может попадать на ремень ГРМ и вывести привод из строя. Также снижение уровня охлаждающей жидкости может привести к перегреву мотора.
Как проверить помпу
К первым признакам, которые указывают на необходимость проверки водяного насоса, можно отнести:
- посторонние шумы при вращении насоса;
- перегревы двигателя без других видимых причин;
- снижение уровня ОЖ и протечки в области помпы, в салоне пахнет антифризом;
При этом затягивать с диагностикой не стоит, так как игнорирование отдельных симптомов может привести к более серьезным последствиям (обрыв ремня ГРМ, критический перегрев и т.д.).
Если при визуальном наружном осмотре проблем с помпой не выявлено, тогда потребуется:
- завести мотор и прогреть до рабочей температуры, после чего зажать рукой верхний шланг радиатора. Циркуляция жидкости в системе укажет на то, что, как минимум, насос работает.
- также можно снять кожух ремня ГРМ, после чего осмотреть сальник. Если темных пятен и потеков нет, тогда герметичность помпы в норме.
Обратите внимание, данные методы проверки являются поверхностными и не дают полной гарантии того, что насос полностью исправен. Например, помпа 2115 или помпа на 2114, а также на любом другом авто может быть полностью сухой и работать тихо. При этом люфт подшипника в таком насосе все равно присутствует, а также крыльчатка внутри может быть частично разрушена. В результате есть риски заклинивания подшипника или скорых протечек по сальнику.
Также важно понимать, что разрушенная крыльчатка не позволяет насосу нормально прокачивать охлаждающую жидкость, что приводит к перегревам. Чтобы исключить такие скрытые неисправности, для детальной проверки насос нужно снимать с автомобиля, после чего проверяется вал и подшипник на люфты, оценивается состояние сальника, шкива и т.д.
По этой причине даже в случае исправной работы замена помпы показана каждые 60-80 тыс. км. пробега. При этом опытные специалисты рекомендуют всегда менять помпу вместе с ремнем ГРМ (через 40-50 тыс. км.). Также важно использовать качественные запчасти известных производителей. В противном случае водяной насос может выйти из строя уже через 20-30 тыс. км. пробега.
В ситуации, когда нужна качественная помпа ВАЗ 2114, цена такой запчасти может показаться несколько завышенной. Однако затраты на такой насос полностью оправданы, особенно если учесть стоимость ремонта мотора в случае обрыва ремня ГРМ. Главное, приобрести оригинальное изделие, так как на рынке часто встречаются подделки сомнительного качества.
Замена помпы на 2114
Помпа на ВАЗ 2114 меняется достаточно просто, в результате чего все работы можно выполнить своими руками. После того, как была приобретена новая помпа, замена выполняется с использованием следующих инструментов:
- ключ на «10»;
- ключ на «17»;
- ключ на «19»;
- головка на «10»;
- отвертка плоская.
На ВАЗ 2114 замена помпы выполняется следующим образом:
- Автомобиль нужно загнать на яму или поднять на подъемнике;
- Затем потребуется снять защиту картера ключом 17 и 19;
- Далее мотор должен остыть (необходимо 2-3 часа);
- После остывания откручивается вентиль с радиатора (слева) для слива ТОСОЛа;
- Теперь нужно открутить болт на блоке цилиндров, чтобы слить ОЖ из двигателя;
- Дальше ключом на 10 отворачиваем три болта, которые держат внешний кожух ремня ГРМ;
- Ключом на 17 нужно сорвать болт зубчатого шкива (важно не потерять шпонку, заранее выставив метки);
- Также ключом на 17 нужно открутить гайку ролика натяжителя ремня и снять натяжитель ремня;
- Далее нужно снять ремень с верхнего зубчатого шкива и помпы, отодвинув сторону радиатора;
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить форсунки или почистить инжектор ВАЗ 2114. Из этой статьи вы узнаете об особенностях чистки или замены форсунок ВАЗ 2114.
- После откручивается болт, удерживающий шкив, и заем вытаскивается (не потеряйте шпонку);
- При помощи маленькой трещотки и головки на «10», следует открутить болты и гайку, которые удерживают задний кожух ремня;
- Сняв защиту, плоской отверткой помпу подевают за край, после чего насос извлекают;
- Далее необходима очистка блока цилиндров от старой прокладки помпы (полная очистка мелкой наждачкой посадочного места помпы, так как в противном случае насос станет криво и будет течь);
- Предпоследний этап — промазать герметиком новую прокладку с обеих сторон, после чего прокладка ставится в посадочное место помпы;
- Завершаем работы, вставив помпу на место (важно, чтобы надпись на помпе оказалась сверху);
- После того, как новая помпа ВАЗ 2114 установлена, можно производить обратную сборку и выждать некоторое время, чтобы герметик застыл (желательно не мене 12 часов);
- Дальше можно заливать антифриз и выполнять проверку на качество работы нового насоса и герметичность.
Рекомендации
Хотя на ВАЗ 2114 помпа меняется относительно просто (кстати, помпа ВАЗ 2115, 2114 или 2113 меняется одинаково), важно при замене тщательно очистить посадочное место насоса. Дело в том, что установка на старый герметик приведет к недостаточно плотному прилеганию. В результате сразу или немного позже возникают течи водяного насоса, что потребует повторного снятия помпы.
В обязательном порядке после установки новой помпы нужно дать время новому герметику полностью застыть. Только после застывания в систему можно заливать антифриз. Распространенная ошибка — установить помпу и сразу залить свежую ОЖ в систему.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить помпу без снятия с машины. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах проверки помпы на автомобиле.
После того, как новая помпа была установлена и ТОСОЛ залит в систему, следует завести двигатель, прогреть мотор до рабочих температур. Далее следует осмотреть место установки помпы на предмет пятен и потеков.
Также нужно провести пробную поездку после замены, при этом лучше ехать по неровной дороге на средней скорости. Если стуков не слышно, температура мотора в норме, а также при проведении последующего визуального осмотра течей в области помпы нет, замену помпы ВАЗ 2114 своими руками можно считать правильной и выполненной успешно.