Криминал меняет «круг интересов»: У вас «Жигули»? Тогда мы идем к вам
Владельцам автомобилей отечественного производства нынче нужно быть особо осмотрительными — угонщики массово переключились на кражи «нашемарок». Причём ворованные легковушки не перепродают, а разбирают на комплектующие. Что происходит, вроде как магазинах дефицита автозапчастей не наблюдается?
Согласно данным компании «АльфаСтрахование» продукция «АвтоВАЗа» вышла на первое место по числу угонов в РФ, а вообще число краж транспортных средств с начала сего года увеличилось аж на 30%. Очень тревожная статистика. Помимо «жигуляторов» особым спросом у криминала стали пользоваться авто от ГАЗа, а также недорогие легковушки Renault, Hyundai и Kia.
Очень странно. Вроде как раньше угоняли престижные Toyota Land Cruiser и RAV4, дорогие седаны Mercedes и BMW, прочие крутые иномарки. Владельцы именно этих авто больше всего боялись остаться без своего «железного коня», тогда как обладатели всяких «народных» машинок уже давно спят спокойно. Кому они нужны-то? Как оказалось нужны.
«Для того, чтобы количество угонов выросло, есть очень значимая предпосылка: дело в том, что большая часть машин угоняется не для того, чтобы на них ездили, а под разбор. То есть их разбирают на запчасти. Так было в 90-е годы, потом постепенно острота этой проблемы сократилась. Но понятно, что спрос рождает предложение, и в том числе криминальный тоже», — объясняет член Совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский.
То есть всё в полном соответствии с законами экономики — возник неудовлетворённый спрос, вот криминал и подсуетился. Но вроде как на прилавках автомагазинов не пусто, особенно это касается запчастей к «нашемаркам». На ряд машин иностранного производства с деталями беда, но к «жигуляторам», ГАЗелям, «Волгам» и УАЗикам всё есть. Или нет?
Действительно, есть всё. Проблема в ином — в ценах. С февраля 2022 года продукция «АвтоВАЗа» подорожала более чем на 200%, то есть стала в три с лишним раза дороже. Аналогично по авто из Нижнего Новгорода и Ульяновска. Соответственно, выросли и цены на запчасти, причём порой не на 200%, а на 300−400% и более того.
Собственно, вот и нехитрая разгадка — у людей нет денег на новые запчасти к автомобилям. Не ездить — не вариант. На работу, к врачу, на отдых, в магазин, по иным надобностям сейчас по большей части можно добраться лишь на личном транспорте. Москва и ещё несколько крупных городов не показатель, да и там, где нет линий метро, народ садится на автомобили.
Ежегодно число маршрутов общественного транспорта сокращается примерно на 7−10%, причём это официальные данные. И только по городам, в провинции регулярное автобусное сообщение вообще плохое.
Всё меньше электричек и пассажирских поездов, РЖД «оптимизирует» маршруты, закрывая целые ветки. При этом цены на билеты неуклонно растут, а число посадочных мест снижается.
В этом году дело вообще швах. Продажи новых автобусов упали в два с лишним раза по отношению к 2024 году, на линии местами тупо нечего выводить. Всё очень плохо с машинами «скорой помощи», тут также закупки снизились в два с лишним раза, ничуть не лучше дела и у полиции.
То есть автомобиль становится предметом первой необходимости, по сути, залогом выживания.
И его работоспособность поддерживают во что бы то ни стало. Покупательная способность граждан РФ устойчиво и быстро падает, по этой причине и возник спрос на недорогие запчасти для «нашемарок» и самых бюджетных иномарок.
Дорогие иномарки, бесспорно, угонять не перестали, в том числе на запчасти. Просто в нашем обществе очень быстро растёт уровень расслоения по имущественному признаку. Всё по классике: богатые становятся всё богаче, а бедные — ещё бедней.
У владельцев новых Mercedes есть деньги на запчасти, более того, они брезгуют покупать «бэушные» детальки. Зачем, если можно приобрести новые, ведь денег хватает.
Согласно данным Росстата по итогам 2024 года на 10% бедных граждан приходилось всего 2% общего объема денежных доходов, на 10% наиболее обеспеченного населения — 30%. При этом так называемый «номинальный размер среднедушевого денежного дохода» в среднем казённые статистики оценили в 63 083 рублей за месяц.
Делим, как обычно, на три и получаем более-менее правдоподобную цифру. Соответственно, 5−7% россиян контролируют около 90% национального богатства.
Проблема в том, что доходы нашей страны в целом падают, «богатеньких Буратино» это тоже касается. Но ограничивать себя в расходах они не привыкли, более того, их аппетиты постоянно растут. Поборы с населения увеличиваются, народ нищает всё быстрей. Тоже всё по классике марксизма-ленинизма.
Точнее, ещё хуже. Понаехавшие гастарбайтеры уже катаются на приличных автомобилях, недоступных россиянам. Там, у них, они в разы дешевле, чем в РФ. Что уже ни для кого не новость.
А в России люди вынуждены ремонтировать старенькие, латанные-перелатанные «жигуляторы» и прочие «народные» машинки. Денег на новые запчасти нет, соответственно, на вторичном рынке растёт спрос. И криминал тут как тут.
Статистика угонов властям известна, более того, есть информация, что реальный рост краж минимум в 2,5 раза больше. Тревогу начали бить ещё весной, однако госчиновники тут как в рот воды набрали. Типа ничего не происходит.
Собственно, оно и понятно — проблемы простого народа от них далеки. Да и борьба с криминалом, по сути, ведется ни шатко, ни валко.
Кто занимается массовыми угонами известно, на этом специализируется этническая преступность из числа «гостей России». Но их никто не трогает.
Поэтому вспоминаем «лихие 90-е». Сигнализация, иммобилайзер, механические противоугонные средства и прочие секретки. Без колёс сегодня выживать сложно.