Круче «Теслы», роскошней «Мерседеса»: мое мнение об Avatr 11 и 12 Автомобильный портал 5 Колесо
Последний раз я был в Китае почти 4 года назад. За это время АВТОВАЗ обновил «Весту», УАЗ выпустил юбилейную «буханку», а китайский государственный автоконцерн Changan создал с нуля целую линейку электрокаров, на одном из которых я проехал, побывав на родине китайского бренда, в Чунцине
Мое предыдущее посещение Китая случилось аккурат перед пандемией, которая вызвала в стране тотальный локдаун. Все мы помним кадры с пустыми улицами китайских городов, а также закрытыми аэропортами и вокзалами, оцепленными военными и полицией. Сейчас об этих событиях не напоминает ничего, не считая того, что по прилету у вас могут взять тест на COVID. А могут и не взять. На улице все ходят без масок, и в целом складывается такое впечатление, что за прошедшие четыре года в стране ничего не изменилось. Хотя нет: на дорогах стало заметно больше электромобилей. Примерно каждый третий проезжающий мимо меня автомобиль был с зеленым номером, который здесь выдают владельцам «электричек».
Когда я четыре года назад посещал центр исследований и разработок Changan в Чунцине, нам показали дюжину новинок (из-за пандемии и нарушения логистических цепочек они добрались до России только в этом году), а также целую россыпь двигателей внутреннего сгорания и трансмиссий к ним. Сейчас в демонстрационном зале скромно ютился всего один турбомотор и роботизированная коробка к нему, а центральное место экспозиции занимала модульная электрическая платформа и ее компоненты. Рядом расположился прототип с деталями из углеродного волокна — еще одна перспективная технология, в которую вкладывается Changan — она позволяет снизить вес автомобиля не в ущерб прочности конструкции.
Да, все эти четыре года китайцы не сидели без дела, продолжая разрабатывать и выпускать новые модели. Да что модели — за это время Changan создал три новых бренда: Oshan (как мне объяснили, это как Changan серии Uni, только дешевле), а также Deepal и Avatr, под которыми выпускаются исключительно «электрички». Но если появление Oshan и Deepal в России под вопросом, то Avatr уже продается у нас! Правда, пока такие электромобили ввозятся по параллельному импорту, но со следующего года могут начаться и официальные поставки, а значит, будет собственная дилерская сеть, сервис и официальная гарантия.
В передние крылья встроены лидары системы автономного вождения.
Avatr неспроста созвучен киношному «Аватару». Но это не банальное заимствование известного слова, как можно было бы подумать: все гораздо сложнее! Менее чем в 400 км от Чунцина находится национальный парк Чжанцзяцзе, где есть горная гряда, очень похожая на парящие горы Пандоры из одноименного фантастического блокбастера. Говорят, что именно китайские горы взяли за образец при создании компьютерных 3D-моделей для фильма. Так что это еще вопрос, кто у кого что позаимствовал.
Перед лобовым стеклом находится ЖК-дисплей, на который можно выводить надписи и картинки.
В линейке бренда Avatr, под которым выпускаются мощные и роскошные электромобили, на данный момент две модели: 11 и 12. Продается из них пока только «один-один» (по словам китайцев, читать индекс Avatr нужно именно так), а «один-два» находится в стадии прототипа, мировая премьера которого состоялась всего за неделю до моего визита в Китай. Но на заводском полигоне Changan мне удалось познакомиться с обеими «электричками».
Avatr 11 — это крупный кроссовер, размерами с Mercedes-Benz GLE Coupe или BMW X6. Его отличает крайне необычный дизайн кормы с почти горизонтальной крышкой багажника и узким окном. Причем поднимается крышка как у седана: окно остается на месте. Решение насколько оригинальное, настолько же и стильное — дизайнер постарался на славу. Кстати, разрабатывал облик этой модели Надир Фахизаде из мюнхенской студии Changan, прежде почти два десятилетия трудившийся на баварский автоконцерн. Здесь китайцы показали во всей красе, как они умеют добиваться успеха, скупая лучших специалистов по всему миру и параллельно взращивая свои таланты, которые набираются опыта у именитых гуру. И эта схема работает у китайцев не только в автопроме, а вообще везде: от строительства городов до создания кинофильмов.
У Avatr 11 необычный дизайн с почти вертикальным задним стеклом и крышкой багажника, как у седана.
Но мы отвлеклись. Необычная корма отличает Avatr 11 от конкурентов, и это хорошо, потому что в целом, несмотря на выверенные пропорции кузова, глазу зацепиться не за что. И даже угольники светодиодных фар не фиксируются в памяти, так как что-то похожее есть и у других (привет, «Тайкан»). Но вот детали интересны. В передних крыльях есть окошки — там находятся лидары системы автопилотирования. Машина действительно может ездить без водителя, а также самостоятельно парковаться в указанное на экране медиацентра место (в России автопилот пока не работает). Еще одна любопытная деталь — это светодиодная площадка перед лобовым стеклом. На нее можно выводить пиксельную анимацию, например пульсирующее сердечко. Баловство? На самом деле, сценариев, как с пользой применить эту технологию, можно придумать массу. Например, вывести номер своего телефона и извинение, если кого-то прижал на парковке.
Когда впервые видишь Avatr 11, никогда не подумаешь, что это седан в обличье кроссовера.
Внутри Avatr 11 еще более необычен, чем снаружи. Мы уже привыкли к «парящим» центральным консолям, а здесь — «парящая» передняя панель, разделенная надвое «торнадо» колонки аудиосистемы. По бокам от нее — электронная приборная панель и отдельный экран для пассажира диагональю 10,25 дюйма. Основной 15,6‑дюймовый дисплей отвечает за все: физических кнопок, дублирующих какие-то важные функции здесь нет. А еще непривычно, что нет ручек открывания дверей: только кнопки, разблокирующие замки и приоткрывающие толстые безрамочные «калитки». Вроде клаустрофобией не страдаю, но когда с непривычки кнопка срабатывает не с первого раза, чувствуешь себя как-то неуютно.
Технические характеристики Avatr 11
|
|
Габариты | 4880х1970х1601 мм |
База | 2975 мм |
Снаряженная масса | 2365 кг |
Полная масса | 2750 кг |
Клиренс | 160 мм |
Объем багажника | (спереди/сзади) 95/394 л |
Емкость батареи | 98 кВт·ч, запас хода 555 км |
Силовая установка | 2 асинхронных электродвигателя суммарной мощностью 578 л. с., крутящий момент 650 Нм |
Трансмиссия | редуктор, привод полный |
Размер шин | 265/45R21 |
Динамика | 200 км/ч; 3,98 с до 100 км/ч |
Примерный расход электроэнергии | 18,03 кВт‚ч на 100 км в смешанном цикле |
Конкуренты | BMW iX, Voyah Free, Zeekr 001 |
Но еще неуютнее чувствуешь себя за рулем прототипа Avatr 12 с его электронными зеркалами. «Один-два» — это уже не кроссовер, а скорее фастбэк, типа Porsche Taycan. И он еще крупнее, хотя построен на той же платформе: больше пяти метров в длину, колесная база — свыше трех метров. Корма здесь тоже сделана необычно: на ней вообще нет заднего стекла! Передняя панель не такая, как в «один-один». Нависающего над топедо козырька с «торнадо» здесь нет, при этом вдоль лобового стекла пущена узкая 35,4‑дюймовая ЖК-полоса, на которую и выводятся изображения с камер заднего вида. И хотя экраны здесь расположены удобнее, чем в Audi e-tron, смотреть в привычные «лопухи», как у Avatr 11, гораздо удобнее. По видеокартинке сложно оценить расстояние до объекта, да и постоянное мельтешение перед глазами напрягает. А здесь еще и в салонное зеркало заднего вида не посмотреть — вместо него также экран…
Кстати, я еще не сказал, что Avatr — это не 100 % детище Changan: автомобили этой марки создаются консорциумом, куда входит китайский телекоммуникационный гигант Huawei (он отвечает за управляющую электронику, медиацентр с ПО и систему автопилота), а также крупнейший производитель аккумуляторных батарей, компания CATL. Любопытно, что сам бренд Avatr был представлен еще в 2018 году, но первый серийный электромобиль, этот самый «один-один», вышел в свет только этой весной. Китайцы долго запрягают. А как едут?
Пробиться к единственному тестовому Avatr 11 на заводском полигоне было непросто. Changan привез в Китай группу из трех десятков российских блогеров и журналистов, и все хотели «Аватр»! Так что, когда мне все же удалось заполучить машину в свое распоряжение, я не мешкая решил проверить ее динамику. Собственно, ничего другого на полигоне проверить и не получилось бы. Нам разрешили разогнаться по длинной прямой, развернуться и проделать все то же самое в обратную сторону. О выезде на дороги общего пользования не было и речи: для этого нужно получать китайские права.
Наружные зеркала также заменяют камеры: картинка с них транслируется на экраны по углам торпедо.
Итак, выстраиваюсь на стоп-линии, газ в пол… Эй-эй, полегче! Нажатие на акселератор вызывает мгновенный отклик двух электромоторов, которые обрушивают на колеса 650 «ньютонов» и 578 «лошадей». Тело вжимает в кресло так, что я едва удерживаю руль (не нужно было изначально принимать вальяжную позу). Машина ускоряется невероятно быстро и практически бесшумно: нет даже ожидаемого «троллейбусного» гула, который встречался мне на других электрокарах. Здесь шумоизоляция сделана на десять баллов из десяти. И это не удивительно, так как к борьбе с шумами в Changan относятся с максимальным пристрастием, часами испытывая машины и их отдельные детали в безэховых и эховых камерах, а также на полигоне. Торможение проходит быстро и плавно: мощным дисковым механизмам помогает система рекуперации, которая возвращает часть потраченной на разгони энергии обратно в аккумулятор.
У Avatr 12 нет заднего стекла: обзор идет через камеру и электронное зеркало заднего вида.
Комфорт подвески? Управляемость? Все это можно было оставить за скобками данного теста, так как на асфальтовой прямой оценить эти параметры проблематично. Тем не менее, на импровизированной «змейке» Avatr 11 показал достаточно быстрые отклики на повороты руля, а крены для такой большой и тяжелой машины, напротив, были невелики. Позднее, когда мы отправились на основной полигон, а за рулем уже был испытатель Changan, удалось проехать по брусчатке: здесь пружинная подвеска отработала отлично, при том, что в салоне было пять человек. Я сидел на втором ряду, и здесь оказалось не тесно даже втроем.
Разброс цен на Avatr 11 в России довольно велик. Частники предлагают привезти машину из Китая за 6 млн рублей, у «Авилона» имеются «Аватры» в наличии по цене от 8,5 млн, у «Рольфа» есть варианты дешевле — от 7,7 млн. В случае начала официальных поставок цены вряд ли станут ниже, скорее, наоборот: в них нужно закладывать затраты на адаптацию машины под российский рынок, гарантийное обслуживание и развитие дилерской сети. Но и то, и другое в России необходимо, поэтому все равно ждем появления «белых» Avatr 11 и 12. Пусть это случится в следующем году, но случится.
Сделано в Чунцине
Компания Changan ведет свою историю с 1862 года, как производитель… оружия. Начав с разработки пушек, ко Второй мировой войне она стала крупным военным концерном, который обеспечивал до 60 % объемов выпуска вооружений в стране. Почти четыре десятка лет назад компания встала на путь конверсии, начав с контрактной сборки «Мазд» и «Фордов» и постепенно перейдя на выпуск машин собственной разработки. Сейчас Changan обладает всеми компетенциями, позволяющими создавать автомобили с нуля, причем используя собственное ПО. Зачем такие сложности? Во-первых, так меньше риск утечки данных: в случае кражи разработок, использовать их на стороннем софте будет проблематично. Ну а во-вторых, компания ни от кого не зависит и не останется у разбитого корыта, если кто-то на Западе решит их «отключить». И такого же принципа придерживаются все китайские автопроизводители — нам есть чему у них поучиться. Сеть R&D центров Changan охватывает шесть стран, в них трудится 17 тысяч инженеров. А еще у Changan есть собственный полигон — один из самых больших в Китае. В Чунцине у Changan три завода, позволяющих выпускать миллион автомобилей в год. При этом в производственном процессе задействовано всего 2000 рабочих — они занимаются только сборкой. Роботов здесь почти столько же, сколько людей — 1700, а уровень автоматизации достигает 95 %.
Вердикт
Дебютный Avatr 11 уже со старта задал высокую планку, «влюбляя» в себя необычным дизайном, впечатляющей динамикой, продвинутыми технологиями, качеством отделки и уровнем комфорта. Эта модель способна на равных состязаться с «электричками» именитых марок без каких-либо скидок на страну происхождения.
Источник: 5koleso.ru