Машина плохо едет в жару: почему мотор не «тянет» и падает мощность
В процессе эксплуатации автомобиля можно заметить, что температура и влажность наружного воздуха способны оказывать определенное влияние на мощность и динамику.
Проявляется это даже при условии полной исправности двигателя и его систем, а также использования заведомо качественного топлива.
Основная причина, по которой в жару автомобиль едет плохо – сниженное содержание кислорода в воздухе. Другими словами, если воздух горячий, его плотность понижается. В свою очередь, именно от количества кислорода зависит качество смесеобразования и эффективность горения топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя.
В большей степени вопросом, почему в жару машина плохо едет, задаются владельцы турбомоторов. При этом на атмосферном двигателе также можно заметить определенные изменения в зависимости от наружной температуры, однако они зачастую менее выражены.
Так или иначе, в отдельных случаях проблема потери мощности двигателя из-за горячего наружного воздуха может быть достаточно ощутимой. В результате эксплуатировать автомобиль в жару становится менее комфортно, может увеличиваться расход топлива и т.д. По этой причине нужно знать, как минимизировать влияние горячего воздуха на производительность мотора. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Почему двигатель плохо «тянет» в жару
Как правило, машина в жару плохо едет тогда, когда температура наружного воздуха повышается до +30 градусов по Цельсию и выше. При этом понижение температуры буквально на 5-10 градусов позволяет выйти мотору на оптимальные показатели, тяга улучшается, мотор становится более приемистым, лучше раскручивается и т.д.
Так происходит по ряду причин, при этом среди основных факторов можно выделить:
- плотность воздуха и снижение количества кислорода в горячем воздухе;
- корректировку смесеобразования системами автомобиля с учетом меньшего количества поступающего кислорода.
Если просто, когда воздух холодный, его плотность заметно выше. Это значит, что в 1м3 воздуха при температуре — 10 по Цельсию будет заметно больше кислорода, чем в 1 м3 воздуха, но уже при температуре +30 градусов по Цельсию. На практике, разница по содержанию кислорода в горячем и холодном воздухе составляет около 20%.
С учетом того, что именно воздух и содержащийся в нем кислород активно учувствуют в приготовлении рабочей топливно-воздушной смеси наравне с топливом, электронные системы постоянно корректируют такую смесь с учетом показаний, полученных от группы датчиков. Основная задача – при любых условиях готовить оптимальную рабочую смесь топлива и воздуха для сжигания в цилиндрах (соотношение топлива и воздуха 14,7: 1, где на 14.7 кг воздуха приходится 1 кг топлива).
Конечно, на практике добиться такой идеальной смеси удается далеко не всегда, но система инжекторного двигателя настроена так, чтобы стремиться готовить смесь, максимально близкую к указанным значениям.
Получается, сначала датчики давления (MAP) и массового расхода воздуха (ДМРВ), датчик температуры воздуха, а также лямбда-зонды фиксируют, что плотность воздуха изменилась и количество кислорода в отработавших газах также меняется. Далее автоматически происходит уменьшение количества топлива, поступающего во впускной коллектор или в камеру сгорания для оптимизации ТВС (топливно-воздушной смеси).
Простыми словами, система понимает, что в мотор поступает меньше кислорода при одинаковом объеме воздуха и выпрыскивает меньше топлива. Результат – мощность двигателя падает, машина едет хуже.
Как повысить отдачу от двигателя в жару
Для автолюбителей, которые эксплуатируют машину в регионах с умеренным климатом, проблема потери мощности в жару зачастую не является серьезной. Другие дело, если автомобиль эксплуатируется в условиях, когда среднесуточная температура в течение всего летнего периода не опускается ниже + 25 градусов, при этом днем постоянно достигает показателей +35 и выше.
В таких условиях мощность мотора падает на 15-20%. Если добавить, что в жару также активно задействуется кондиционер в автомобиле, который дополнительно отнимает мощность ДВС, общие потери могут составлять около 30%. Вполне очевидно, что многие водители задумываются, как заставить машину ехать лучше в жару.
Атмосферный двигатель
Сразу отметим, в случае с атмосферным силовым агрегатом, которому попросту не хватает горячего разреженного воздуха для максимальной отдачи, мало что можно сделать. Основная причина – такой мотор не может принудительно надуть во впускной коллектор большее количество воздуха из атмосферы. Также нет никаких решений для охлаждения поступающего воздуха и увеличения его плотности т.п.
Получается, единственным возможным решением, способным повлиять на ситуацию с воздухом, можно считать качественный и чистый воздушный фильтр. При этом для регионов с жарким климатом настоятельно не рекомендуется ставить так называемые «нулевики» (фильтр нулевого сопротивления).
Для штатного автомобиля без предварительных доработок практической пользы от них мало. Более того, на жаре воздух часто наполнен пылью и песком. По этой причине установка «нулевика» имеет больше минусов, чем очевидных плюсов.
Турбомотор
Наличие турбокомпрессора в определенной мере позволяет реализовать компенсацию недостаточной плотности воздуха, так как воздух нагнетается в двигатель принудительно. Также имеется возможность охлаждать наддувочный воздух благодаря интеркулеру, изменять давление наддува.
На практике, хотя турбодвигатель также реагирует на жару и машина едет хуже, существует больше возможностей для компенсации. При обычной эксплуатации турбодвигателя водитель может и не заметить особой разницы. Главное, чтобы инетркулер был чистым и воздух охлаждался как можно лучше.
Отсюда можно сделать вывод, что загрязнение интеркулера будет напрямую влиять на потерю мощности двигателя в жару. По этой причине необходимо чистить интеркулер. Если же говорить о максимальных нагрузках на двигатель, в жару турбомотор также не выдаст своих максимальных показателей. При этом можно попробовать заменить интеркулер на более производительный аналог при такой необходимости.
Полезные советы
Чтобы минимизировать воздействие жары на машину, важно следить за общим состоянием автомобиля и всех его систем. Прежде всего, в полном порядке должна быть система охлаждения. Дело в том, что постоянная работа вентилятора радиатора также отнимает мощность у двигателя. Если же таких вентиляторов на автомобиле установлено сразу два, потери будут еще более ощутимыми (до 2-3 л.с).
- На практике, необходимо своевременно менять антифриз, не допускать утечек и сбоев в работе системы, промывать систему охлаждения двигателя, а также проводить очистку радиаторов охлаждения от пыли и грязи, проверять качество работы помпы. Важно понимать, что в жару работа мотора на оптимальных температурах возможна только при полностью исправной системе охлаждения двигателя.
- Еще отметим, что любые нагрузки на генератор также заметно отнимают мощность у мотора. Если в машине работает кондиционер, вентиляторы системы охлаждения, а также подключено другое мощное оборудование (например, аудио система с сабвуфером и мощным усилителем), нагрузка на генератор будет высокой, потери могут составить уже 8-10 л.с.
- Также мощность мотора сильно зависит от качества и детонационной стойкости топлива. Высокие температуры означают, что риск детонации повышается. По этой причине ЭБУ сдвигает углы зажигания так, чтобы свести такие риски к минимуму. Однако это удается не всегда и может возникнуть детонация двигателя. В таких условиях падает не только сама мощность мотора, но и происходит его разрушение. Это значит, что заправлять машину нужно только качественным топливом, которое рекомендуется сами производителей к применению в авто конкретной марки и модели.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель автомобиля теряет мощность. Из этой статьи вы узнаете о распространенных причинах, по которым мотор не набирает обороты, «тупит», мощность двигателя пропала при разгонах и т.п.
- Еще можно выделить прямую зависимость потери мощности двигателя и ухудшение динамических характеристик от состояния трансмиссии. В большей степени это касается машин с коробкой автомат (АКПП). Дело в том, что масло в коробке автомат в жару также сильно разогревается, коробка может затягивать передачи, проскальзывать при переключениях и т.д. Иногда это бывает не сильно заметно, однако динамика автомобиля явно ухудшается.
По этой причине масло в АКПП также нуждается в дополнительном охлаждении. При этом часто установка радиатора АКПП выполняется в одном пакте с радиатором кондиционера и системы охлаждения двигателя.
В сильную жару такой пакет радиаторов активно разогревается, тем самым ухудшается работа всех систем – кондиционера, системы охлаждения двигателя и охлаждения коробки. Чтобы нормализовать работу, следует периодически промывать пакет радиаторов с разборкой.
Можно также добавить, что сильное загрязнение подкапотного пространства, а также установка дополнительных теплоизолирующих элементов (например, шумоизоляция капота) могут приводить к тому, что также растет температура воздуха на впуске. В результате водитель получает нехватку мощности, особенно если машина эксплуатируется в городе, скорость движения небольшая и нет достаточного обдува встречными потоками набегающего воздуха.
Что в итоге
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что любой двигатель в жару теряет мощность и машина едет хуже. Это справедливо как для атмосферного, так и для турбированного двигателя или мотора, оснащенного компрессором.
При этом в случае с атмосферным ДВС нужно следить за состоянием воздушного фильтра. Также важно не допускать слишком высоких температур в подкапотном пространстве. Что касается двигателя с турбиной, в этом случае можно минимизировать потери за счет поддержания интеркулера в чистоте и лучшего охлаждения воздуха при наддуве.
Рекомендуем также прочитать статью о том, когда менять воздушный фильтр двигателя. Из этой статьи вы узнаете, как часто нужно менять воздушный фильтр, по времени или по пробегу, а также на что обратить внимание и какие факторы могут существенно повлиять на интервалы замены воздушного фильтра.
Обратите внимание, разгонная динамика в жару на любом типе двигателя не должна ухудшаться слишком сильно. Если это так, автомобиль и его системы нуждаются в дополнительной диагностике. Например, забитый фильтр бензонасоса или перегрев моторчика бензонасоса приводят к тому, что в цилиндры не поступает достаточно горючего, двигатель не набирает обороты, при разгоне возникают провалы и т.п.
Напоследок отметим, что высокая температура наружного воздуха для двигателя также может быть отнесена к тяжелым условиям работы силового агрегата. По этой причине рассчитывать на эффективную работу мотора в жару можно только при условии полной исправности самого мотора, всех его систем и навесного оборудования.