Mini JCW против VW Golf GTI: какой «горячий» хетч купить, пока они окончательно не вымерли
В музеях мы показываем своим детям останки вымерших животных. А вымершие на российском рынке как класс горячие хетчбэки остается показывать лишь на картинках. Эта европейская парочка — последние выжившие хотхетчи, оставшиеся на просторах нашей необъятной. И вот ирония — их характеры диаметрально противоположные.
Когда я только ступил на коварную и безрассудную дорожку автомобильной журналистики, салоны дилеров пестрили «живыми» хотхетчами, цена которых не была эквивалентна «Боингу». Держитесь за сердце, петролхеды! Renault Clio RS и Megane RS, Opel Astra OPC и Corsa OPC, Honda Civic Type R, Mini JCW, Volkswagen Golf GTI и Golf R, Ford Fiesta ST, Focus ST и RS, Audi TTS, Seat Leon Cupra, Skoda Octavia RS, Peugeot RCZ… Пустили слезу? Можно перечислять долго и все равно кого-нибудь забыть.
У каждой модели своя армия поклонников. Устраивая опрос в «Инстаграме», мы были удивлены плотной борьбой. JCW победил с перевесом всего в два голоса среди сотен проголосовавших.
Сегодня этот список выглядит, скорее, как перепись вымерших. Из свода мертвых душ в России остались лишь Mini в злом исполнении JCW и родоначальник класса «горячих» хетчбэков Volkswagen Golf GTI. «Мини» обновился весной 2021 года. «Гольф» тогда же сменил поколение на восьмое. Будь содержимое рынка обширнее, едва ли эти двое встретились бы в нашем сравнительном тесте. Они бойцы одного вида спорта, у них схожие показатели моторов и прайс-листы, но выступают в разных весовых категориях.
Первоначально и планировалось, что с фотографий на вас будет смотреть этот красный Volkswagen Golf GTI. Светить своей прищуренной светодиодной оптикой с полосками, смыкающимися на эмблеме, и туманками в сотах бампера. Позировать своими полированными 18‑дюймовыми дисками с широкими спицами и 40‑профильной резиной Bridgestone Potenza S005. Радовать посадкой, но раздражать обилием сенсоров в салоне. Интриговать обилием шильдиков GTI и смешить лепестком-селектором трансмиссии…
У GTI по умолчанию 17-дюймовые колеса. Эти 18-дюймовые с широкими спицами — опция. Допов в GTI можно навесить почти на полмиллиона к базовой цене.
Все это я успел пережить минут за пять, пока принимал автомобиль в пресс-парке. А потом нажал на серебристую прямоугольную кнопку запуска мотора и… Красками заиграла цифровая приборная панель. Загорелся тачскрин медиацентра. Выхолощенный от физических кнопок салон заиграл светом. Зажглись сенсорные кнопки на руле и сенсорные клавиши климат-контроля. А я остался в недоумении смотреть на эту гирлянду. Ведь в первую очередь от GTI ждешь сочных звуков мотора и выхлопной системы. Ждешь такого саундтрека, который каждый раз, когда ты заводишь автомобиль, словно бы говорит тебе: «Эй, парень! Вальнуть не хочешь?» Но у нас тут просто будничное жужжание двухлитрового турбомотора и невзрачный гул от двух довольно крупных выхлопных патрубков.
К салону Golf GTI много вопросов. Нет ни гоночного былого духа, ни наследия в виде клетки на креслах или шарика на рычаге трансмиссии. Обилие сенсоров не только раздражает, но и добавляет аскетичности.
Робот DSG DQ381 с парой «мокрых» сцеплений плавно перебирает передачи и старается поскорее отщелкать до высшей седьмой ступени. Турбомотор EA888 evo3 (В Европе GTI продается с новым мотором evo4) тихонько басит, пока стрелка тахометра барахтается на низких оборотах. Руль легок, а педаль газа предпочитает лишний раз не доносить команды водителя до двигателя. Шасси, хоть и занижено на 15 мм в сравнении с обычным «Гольфом», без драматизма проглатывает стыки и ямы. Проезды по дырам не остаются незамеченными, но не вызывают ни малейшего беспокойства. И вот это как раз начинает беспокоить.
В обычном режиме Golf GTI настолько безэмоционален и правилен, что я не удивлюсь, если в списке его создателей обнаружу Грету Тунберг. «Горячий» хетчбэк, в котором можно хранить лед. Поняли метафору? Нет, так дело не пойдет! Нахожу в дебрях медлительного медиа-центра спортивный характер, клацаю лепестком трансмиссии в S-режим. Робот скинул несколько передач, двигатель, получив антиэкологическую пощечину, подкинул оборотов, руль налился усилием, связь по правой педали починили. Вот теперь хоть какие-то эмоции!
Резкий старт с двух педалей вызывает улыбку. Полноценному восторгу мешает небольшая пауза, пока мотор вдохнет полной грудью. Но после турбоямы быстро приходит его величество подхват, и все 245 «коней» и 370 «ньютонов», пройдя через роботизированную коробку и дифференциал с блокировкой, за 6,4 секунды разгоняют хетчбэк до сотни под постоянно мерцающую иконку системы ESP. После 100 км/ч «Гольф» не думает сдаваться и влегкую ускоряется с хода. Уже теплее!
Стойкость и цепкость в поворотах отменная, связь по рулю четкая — отмеряешь угол поворота колес аптекарской точностью. Удар по педали тормоза, движение рулем в сторону поворота, раннее открытие, и Golf GTI вкручивается в поворот танцем. Под сброс газа танец развивается скольжением задней оси. Кайф! Вот теперь горячо!
Еще через пару дней я окончательно втягиваюсь в GTI. Даже начинаю принимать как должное его синтетический заменитель голоса мотора. Главное, никогда не менять спортивный режим. Впрочем, даже если захочешь, не будешь. Лишний раз связываться с тачскрином медиа—центра нет желания. А вот с сенсорными клавишами на руле взаимодействуешь, даже если не собирался. Неаккуратно положил ладонь на тонкий обод руля — переключил аудиотрек.
Мне нравится посадка, хвалю обзорность и кресла, но тотальное избавление от физических кнопок в будничном московском трафике вызывает лишь раздражение. И искреннее непонимание! Ведь еще недавно автомобили концерна Volkswagen Group по части эргономики могли положить на лопатки любого. А теперь даже блок управления светодиодными фарами сенсорный.
Примерно на таких размышлениях и мог бы завершиться тест Volkswagen Golf GTI, будь он одиночным. Но где-то между руганью на сенсоры и улыбкой от прыжков на трассе между рядами пришло озарение, что нам нужен соперник. Звонок в пресс-парк. Оформление бумаг. И вот он — красный, с белой крышей и черными полосками на капоте, с двумя огромными выхлопными патрубками по центру — Mini John Cooper Works.
Открываю дверь, устраиваюсь в плотном кресле, бросаю сумку на задний диван, отмечаю, что за мной осталось места только для… никого! Посадка ниже, но обзорность не хуже, чем в GTI. Интерьер тот же, что и в моих воспоминаниях от последней встречи с JCW в 2015 году. Только вместо аналоговых стрелок спидометра и тахометра на меня смотрит овальный цифровой щиток с посредственной графикой, а вместо «палки» механической коробки торчит джойстик автомата.
За кресла с развитой боковой поддержкой доплачивать не надо, чего не скажешь о 18-дюймовых колесных дисках. В «базе» JCW «обувается» в 17-е колеса. Со всеми опциями цена может вырасти до 3,8 млн рублей.
Большой круглый «аквариум» медиацентра на месте. Вокруг него кольцо со светодиодами, которое меняет цвет, когда регулируешь климат. Физические кнопки, россыпь тумблеров — все здесь. Касаюсь мерцающего красным лепестка запуска мотора, и «Мини» злобно просыпается. После GTI низкое грубое «покашливание» JCW удивляет и растягивает лицо в улыбке. Хотя куда уж больше его растягивать после осмотра мимимишного салона?!
Mini всегда радуют красивыми интерьерами. Продуманность, деталировка, программы индивидуализации в пример многим. Странно в салоне JCW выглядит только новый щиток приборки: среднее качество графики и скромный функционал для автомобиля, выпущенного под крылом BMW Group.
С самого момента выезда с подземной парковки «заряженный» Mini фыркает своими принципиальными отличиями от «Гольфа». Пухлый обод рулевого колеса просит серьезных усилий. Выезжаю на дорогу, удар! Нет, не ДТП. Просто Mini JCW своим 18‑дюймовым колесом с Pirelli P-Zero размерностью 205/40 проехался по стыку, напомнив мне о своей приверженности к жестким отношениям. Внешность диснеевской принцессы со склонностями к БДСМ. Ну что же, дорогая, встряхнемся!
В нормальном или эко-режимах движения двухлитровая «турбочетверка» B48 сонлива. 8‑ступенчатый автомат ZF старается строить из себя члена «Гринпис», не давая двигателю лишний раз поднять обороты, забираясь повыше. Но как бы выбранный характер ни пытался создать атмосферу наполненной пеной ванны со свечами, по-настоящему жесткое шасси Mini JCW в любой момент напомнит тебе, что скрывается за экологическими масками.
Предпочитаю не тянуть и сразу переключаю все что можно в спортивный режим. Милый автомобильчик, который еще недавно никто не хотел пропускать в ряд, превращается в настоящего демона. Как Марго Робби в роли Харли Квинн в «Отряде самоубийц». Милая — пока не вдарит по затылку битой. Так и Mini JCW при легком касании правой педали бьет по затылку креслом.
Бескомпромиссная жесткость позволяет пересчитывать количество трещинок на асфальте и определять пятой точкой дорожный мусор: окурок, пробка от бутылки, фантик… В колее на МКАДе становится страшно. Но желание и дальше давить на правую педаль никуда не уходит. JCW гипнотизирует тебя, заводит и доводит до состояния потерявшего рассудок игрока в азартные игры. Только в отличие от игровых автоматов, этот горячий хетчбэк умудряется балансировать между точным гоночным инструментом и страстными неаполитанскими разборками любовников.
Руль реагирует на малейшее отклонение. Дорогу читаешь аки книгу. Ни малейшего намека на крены. Автоматическая коробка не так быстра, как DSG на GTI, но передачи вколачивает ударами. Коленвал постоянно крутится в зоне максимальной отдачи в 231 «лошадь» и 320 Нм момента. Да, турбомотор у Mini JCW чуть слабее «фольксвагеновского» аналога, но «британец с немецкой кровью» на центнер легче и на три десятых секунды быстрее. Каждый выезд на нем — всплеск эмоций, труд и… боль.
У обоих хотхетчей под капотами бензиновые «турбочетверки» с алюминиевыми блоками цилиндров.
Почти десять лет назад, когда моя история в автожурналистике только началась, я бы с кулаками доказывал, что таким и должен быть автомобиль. Юнец внутри меня все еще топит за хардкорные автомобили вроде Mini JCW, но для повседневного передвижения тело, обросшее за десять лет безразличием, усталостью, проблемами и жирком, просит чего-то более мягкого. Например, Golf GTI. Хм… Налицо конфликт интересов.
Вердикт
В Golf GTI мне хорошо телом. Это выбор человека с практичным складом ума. Тут и скорость, и вместительность, и комфорт. За исключением сенсоров, конечно. Но душой и сердцем я за Mini JCW. Он меньше, он жестче. Но из этих двух именно JCW может пьянить круче, чем любой бар на планете, и омолаживать лучше любого косметолога. А дальше выбирайте сами!
Источник: 5koleso.ru