Почему бензин в России может опять подешеветь
Кажется, что взлет цен на бензоколонках, наблюдающийся в последнее время, не закончится никогда. Несмотря на это, существуют явные предпосылки к тому, чтобы рост прекратился и ценники откатились назад.
Для начала — о печальном. В очередной раз оптовая стоимость горючего на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже пробила новый «потолок». Тонна АИ−92 стала стоит почти 60 000 рублей. Если быть совсем уж точным — 59 816 целковых. Это 45,5 рублей за литр. А АИ−95 при этом поднялся до 66 556 ₽ за тонну, что соответствует почти 50,5 рублей/литр. Страшно? А то! Но предлагаю «отмотать» время чуток назад и поглядеть, например, что творилось на той же бирже три недели назад. Тогда тоже «пробивали» ценовые потолки и днища жадности нефтяных монополистов. Правда, на уровнях чуть ниже нынешнего рекорда — на пару тысяч рублей за тонну меньше.
Но дело в том, что темпы роста бензиновых цен явно снизились. Предварительно поднявшись более чем на 70% от уровня января 2023 года. Напомним, что это произошло благодаря ситуации на внешних рынках. Российским нефтяникам было выгодно гнать топливо туда. Не даром они нарастили за 2023 год объемы экспорта бензина почти на 40%, а поставки на биржу биржу в Санкт-Петербурге снизили на 8% — если сравнивать с уровнями 2022 года.
Благодаря этому образовался заметный дефицит горючего на внутрироссийском рынке, потянувший за собой рост цен. И даже окрики ФАС не сильно подействовали на торговцев нефтепродуктами. Но в последнее время проявился фактор, который в состоянии охладить экспортную бензиновую «лихорадку».
Агентство Bloomberg зафиксировало на прошлой неделе резкое падение объемов экспорта сырой нефти из портов России — с почти 4 млн. баррелей в день до 2,86 млн. Причем 80% падения пришлось на балтийские и беломорские порты. Возможно это связано с резким уменьшением (до порядка 4 долларов за баррель) скидки, которую теперь получают иностранные покупатели отечественной нефти. Это все означает, что в стране уже начали накапливаться излишки «черного золота». Чтобы оно «зря не валялось», нефтяные компании будут вынуждены отправлять его на переработку.
Что приведет к увеличению запасов моторного топлива уже в России. В том числе и бензина. Да, какую-то часть его постараются «впарить» зарубежным покупателям. Но фишка в том, что мировой рынок бензина гораздо более тесен, нежели нефтяной. Там хватает компаний-поставщиков из Китая и Индии. В сухом остатке мы, скорее всего, будем иметь рост предложения бензина на оптовом российском рынке. А затем (ну чем черт не шутит!) могут «подвинуться» в сторону уменьшения и цены на российских АЗС.