Почему даже качественные ремни и цепи ГРМ могут порваться. Нужно учесть важные моменты
фото: © A. Krivonosov
Водителям объяснили, почему могут рваться даже качественные ремни и цепи ГРМ
Эксперт журнала «За рулем» Алексей Ревин объяснил, почему могут оборваться даже качественные ремни и цепи газораспределительного механизма (ГРМ).
Содержание статьи:
Почему обрывы ремня или цепи ГРМ опасны
Современные двигатели, как правило, имеют верхнее расположение распределительных валов. Это означает, что расстояние между осями коленчатого и распределительных валов достаточно большое, поэтому шестеренчатый привод используется редко. В большинстве случаев передача вращения осуществляется с помощью цепи или резинотканевого армированного ремня.
Обрыв ремня или цепи ГРМ в большинстве случаев приводит к серьезным последствиям для агрегата. Рассинхронизация валов приводит к ударам поршней по клапанам, что приводит к их деформации, повреждению поршней и даже изгибу облегченных шатунов. Особенно критично это для дизельных моторов, где вероятность контакта клапанов с поршнями практически неизбежна, что приводит к серьезным повреждениям.
Причины обрыва ремней ГРМ
Старость
Резина со временем теряет свои свойства, поэтому даже при небольшом пробеге ремень ГРМ необходимо менять в соответствии с регламентом производителя. Обычно это раз в 6–8 лет.
Пробег
Производители указывают рекомендуемый пробег, после которого ремень подлежит замене. В большинстве случаев он составляет не более 120 тысяч километров.
Недостаточное или чрезмерное натяжение
Неправильная установка ремня при замене может привести к его быстрому износу и преждевременному разрыву.
Плохое состояние шкивов
При значительном пробеге или некачественном ремонте зубчатые шкивы могут изнашиваться, что снижает их сцепление с ремнем. Это может привести к повреждению зубьев ремня и его обрыву. Поэтому важно заменить шкивы при наличии явного износа.
Заклинивание роликов
Ремень ГРМ использует один или два ролика для корректной работы. Со временем смазка в подшипниках роликов высыхает, что может привести к их заклиниванию и обрыву ремня. Поэтому рекомендуется менять ролики одновременно с ремнем.
Выход из строя насоса охлаждающей жидкости
Во многих двигателях насос системы охлаждения работает от ремня ГРМ. Износ подшипников насоса может привести к повреждению ремня.
Замерзание насоса охлаждающей жидкости
Раньше обрыв ремня часто случался из-за замерзания охлаждающей жидкости. Вода, добавленная в систему вместо антифриза, может превратиться в лед и блокировать крыльчатку насоса, вызывая разрыв ремня при запуске двигателя. Такое возможно и сегодня.
Попадание масла или антифриза на ремень
Ремни, изготовленные из немаслостойкой резины, теряют прочность при контакте с маслом. Это может произойти, например, из-за течи сальников коленчатого или распределительных валов. Антифриз менее агрессивен, но также снижает надежность ремня.
Потеря или повреждение кожухов
Защитные кожухи предотвращают попадание посторонних предметов в привод ГРМ. Камень, болт или даже кусок ткани могут привести к внезапному разрыву ремня.
Обрыв приводного ремня
Старый или поврежденный приводной ремень может попасть под шкив коленвала и повредить ремень ГРМ.
Заклинивание распределительного вала
Недостаток смазки может привести к заклиниванию распредвала. В результате ремень рвется, а восстановление двигателя требует серьезного ремонта.
Причины обрыва цепи привода ГРМ
Чрезмерный износ цепи
Сильно изношенная цепь теряет точность зацепления со звездочками, начинает вибрировать и создаёт шум. В таких случаях может загореться индикатор Check Engine, сигнализирующий о рассинхронизации валов. В конечном итоге цепь испытывает критические нагрузки и рвется.
Хотя у большинства производителей нет четкого регламента по замене цепи, рекомендуется регулярно проверять ее состояние, особенно при регулировке клапанов.
Поломка натяжителя
Цепные двигатели оборудованы натяжителями, которые могут быть механическими или гидравлическими. Отказ натяжителя приводит к ослаблению цепи, ее перескакиванию или обрыву.
Поломка успокоителей
Современные цепные приводы сложной конструкции используют направляющие успокоители для стабилизации движения цепи. Их разрушение приводит к сильному колебанию цепи и ее возможному разрыву.
Износ звездочек
При большом пробеге недостаточно просто заменить цепь — изношенные звездочки быстро разрушают даже новую цепь, провоцируя ее обрыв.
Заклинивание распредвала
Так же, как и в случае с ременным приводом, заклинивший распредвал может привести к разрыву цепи и серьезным повреждениям двигателя.
Выводы
Для надежной работы двигателя важно не только выбирать качественные ремни и цепи ГРМ, но и следить за тем, чтобы они работали в нормальных условиях, для чего необходимо периодически осматривать и слушать двигатель своего автомобиля.