Почему китайские премиальные автомобили обречены на провал не только в России
После ухода с российского рынка иностранных брендов ниша премиальных автомобилей не то, чтобы опустела, но весьма оскудела. Полюбившиеся снобам модели теперь приходится доставлять под заказ по параллельному импорту, что весьма небыстро, недешево, и внегарантийно. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, почему столь привлекательную деляночку еще не заполнили китайцы.
После ухода с российского рынка иностранных брендов ниша премиальных автомобилей не то, чтобы опустела, но весьма оскудела. Полюбившиеся снобам модели теперь приходится доставлять под заказ по параллельному импорту, что весьма небыстро, недешево, и внегарантийно. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, почему столь привлекательную деляночку еще не заполнили китайцы.
Антироссийские санкции, с огромным энтузиазмом поддержанные европейским политикумом, заставили производителей премиальных автомобилей официально покинуть привлекательный российский рынок. Скатертью дорога, как говорится. Загвоздка, собственно, в другом: вопреки поговорке, гласящей, что свято место пусто не бывает, никто пока, если по гамбургскому счету, не подсуетился заменить выбывших игроков. А в первую очередь,удивляет отсутствие на поле китайских компаний. Ведь они, казалось бы, способны, наподобие шустрых насекомых, пробиться сквозь любую антимоскитную сетку.
Претенденты на премиальность
На первый взгляд, это действительно странно. Все эксперты сходятся в том, что китайские автомобили ни в техническом плане, ни по дизайну не уступают европейским, а уж тем более корейским или японским конкурентам. Они с готовностью перечисляют бренды, которые могли бы претендовать на премиальность. В частности, агентство «Автостат» приводит мнение руководителя пресс-службы ГК «Expocar» Александра Ковалева, который считает, что искомым статусом из представленных на российском рынке марок обладают Exeed, Tank, Hongqi и, к примеру, GAC с моделью GS8. С некоторыми оговорками, но эту точку зрения поддерживает и генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
Простим боссам ритейла их навязчивое стремление включить в список «премиалов» электромобили вроде Voyah — с запредельной ценой и мизерными продажами. В конце концов, им следует держаться в тренде, каким бы нелепым он ни был. Помешательство на «экологически чистом» транспорте пройдет не скоро, не для того в их пропаганду вкачивались и продолжают вкачиваться колоссальные средства на мировом уровне, а дилеры пока имеют возможность на этом нехило заработать.
Сила бренда
Однако народонаселение России не спешит признать вышеупомянутые бренды, даже с традиционными ДВС, премиальными. Оно упрямо считает недостойным такой чести даже поставщика правительственных автомобилей Hongqi. И для этого есть серьезные причины, о которых мимоходом обмолвился тот же Александр Ковалев: «Конечно, большинство китайских марок проигрывает европейским в силе бренда».
Не то слово, как проигрывает — вчистую. Причем отнюдь не только «премиуму», но и подавляющему большинству прочих марок, никогда не пытавшихся претендовать на подобную честь. Немудрено, ведь чтобы покупатели признали твою продукцию премиальной — неважно, по заслугам или нет — нужно в течение многих десятилетий работать на имидж бренда и вваливать в процесс немалые средства, чтобы потом они начали окупаться за счет неправославно завышенной цены.
Тернистый путь
Успех на этом пути не всегда гарантирован даже при скрупулезном выполнении вышеперечисленных ритуальных действий. Вот, скажем, Audi так и не удалось в полной мере реализовать свои амбиции. Ни Mercedes, ни BMW не считают ингольштадтскую компанию полноценной «третьей» и по сию пору смотрят на ее потуги со скептической усмешкой. Еще более обидное фиаско потерпела Volvo, настырно именовавшая себя «производителем премиальных автомобилей», но так и не убедившая в этом целевую аудиторию.
На «хитрый ход» японцев, решивших взять непокорную высоту наскоком и презентовавших в качестве «премиума» свои поделки для американского рынка, также повелись лишь особо наивные персонажи. А не очень наивные, вроде великолепного Джереми Кларксона снисходительно ухмылялась: «Nissan всего лишь написал Infiniti на задней части Datsun. Фломастером. Надеясь, что американцы поведутся. Они и повелись».
Нет и не будет
Как уже писал портал «АвтоВзгляд», китайцам совершенно чужда маркетинговая стратегия, естественная для европейцев, корейцев, японцев. Они появились на автомобильном рынке слишком поздно, и у них просто-напросто нет времени бережно и кропотливо взращивать какой-либо бренд с целью собрать урожай лет так через дцать. Они вообще на эту тему не запариваются, плодя новые и новые марки со скоростью сумасшедшего принтера в расчете на то, что какая-то обязательно «зайдет» публике. Ну а остальные можно без сожаления списать в утиль.
Так что ожидать появления на российском (да и не только на российском) рынке реальных соперников баварцам или штутгартцам из Поднебесной — занятие неблагодарное. Их нет и не будет, ибо мир меняется. O tempora, o mores!