Почему нельзя теребить рукоятку механической КПП во время движения
фото: tarantas.news
Эксперты объяснили, что будет, если во время движения теребить рукоятку механической коробки передач
В автомобильной среде бытует мнение, что современная «механика» практически неубиваема. И действительно: при правильной эксплуатации механическая коробка передач может пройти свыше 400 тыс. км, а затем и с другим двигателем столько же. Однако встречаются умельцы, которые способны убить МКПП буквально за несколько лет при пробегах меньше 100 тыс. км. Эксперты портала «Автовзгляд» рассказали, какая безобидная на первый взгляд привычка водителя приводит к преждевременной поломки механической трансмиссии.
Итак, во время движения некоторые водителя кладут руку на рычаг переключения передач. Заскучав, они начинают гладить головку селектора, теребить ее в руках, отбивают по ней ритм в такт музыке и так далее. Некоторые умудряются опираться на рукоятку как на трость, чтобы сменить положение за рулем и переместиться с одного бока на другой. Тем самым рычаг с силой прижимается книзу.
Если же не полениться и почитать руководство по эксплуатации транспортного средства, то можно узнать, что держать руку на рукоятке механической коробки передач категорически запрещается. Причем эта надпись сопровождается черной рамкой и восклицательным знаком, который говорит о крайней важности предупреждения. Дело в том, что селектор переключения коробки соединен тягами непосредственно с механической частью трансмиссии и всякое внешнее усилие уходит в недра последней, к шестерням и валам. А они настолько нагружены, что даже незначительное дополнительное давление приводит к беде.
Ломаются в основном синхронизаторы — механические устройства, которые призваны обеспечивать плавное переключение передач. В момент, когда водитель переключает передачу, синхронизатор выравнивает скорость вращения шестерни и вала и тормозит главную шестерню за счет специального фрикционного кольца, надетого на конус. Это кольцо работает в натяг, и чем сильнее давит человек на рукоятку, тем выше сила трения внутри синхронизатора.
После включения передачи синхронизатор отключается и свободно вращается вместе с муфтой. В это время его трогать нельзя. Если же давить на синхронизатор во время работы коробки передач, то внутри муфты будут возникать дополнительные силы трения, которые вызывают износ фрикционного кольца, а ромбовидные зубья муфты будут сдвигаться и тереться неправильными местами. Иными словами, в такой ситуации синхронизатор будет работать на износ.
И уже пару месяцев такой работы фрикционное кольцо изотрется и перестанет эффективно тормозить шестерню, появится скрежет во время переключения передач. Затем искрошившиеся зубья муфты совсем перестанут держать нагрузку, в результате чего КПП станет выбивать передачи. Ремонт синхронизаторов дело сложное и дорогое. Поэтому, чтобы сам водитель не наделал дел и не убил коробку передач раньше времени, держать руку на селекторе не нужно.