Подбор масла для АКПП: по марке автомобиля, по модели или вин – коду
Автоматическая трансмиссия является сложным в конструктивном плане агрегатом автомобиля, работа которого заключается в передаче крутящего момента от ДВС к ведущим колесам, при этом передачи переключаются без участия водителя.
Все трущиеся и нагруженные элементы АКПП нуждаются в качественной смазке, также трансмиссионная жидкость ATF является рабочим телом. Правильно подобранное трансмиссионное масло не только увеличит срок службы АКПП, но и поможет избежать поломок и сбоев в данном узле.
Важно понимать, что существует большое количество различных типов и модификаций АКПП. В этой статье мы поговорим о том, как правильно подобрать трансмиссионную жидкость ATF для АКПП по марке или по вин – коду автомобиля.
Содержание статьи:
Как подобрать масло в АКПП по вин-коду
При выборе трансмиссионного масла для АКПП необходимо знать тип коробки передач, год выпуска транспортного средства, а также ряд характеристик, которыми должна обладать трансмиссионная жидкость по допускам, указанным автопроизводителем в мануале данного автомобиля.
Сами производители, как правило, указывают информацию о АКПП на самой коробке передач, либо на кузове автомобиля в виде табличек с набором цифр и букв. Эта информация называется вин – код (VIN-код). Именно по нему автовладелец может узнать исчерпывающую информацию об автомобиле, а также о разновидности трансмиссии, установленной на нем.
Если табличка с маркировкой на самой трансмиссии отсутствует или по определенным причинам пришла в негодность, надпись на ней не читаема и т.п., тогда информацию касаемо коробки передач можно узнать по номеру двигателя, либо по идентификационному номеру данного транспортного средства.
Vin – официальный идентификационный номер ТС, присвоенный заводом изготовителем и состоящий из уникального числа (обычно из 17-и символов). По этому номеру автовладелец может узнать всю информацию о своем автомобиле и на основании этого определить модель АКПП.
На основании полученной информации автовладелец не только получает возможность подобрать трансмиссионную жидкость, но и получить информацию о том, какой объем масла необходим для полной замены АТФ, какие фильтры АКПП нужно использовать и т.д.
Подбор масла для АКПП по марке автомобиля
В сервисной книжке любого транспортного средства прописана вся необходимая информация, связанная с его обслуживанием и эксплуатацией. В частности, должны быть и рекомендации по подбору трансмиссионной жидкости для АКПП данного автомобиля.
Также существуют специальные каталоги от производителей смазывающих жидкостей, позволяющие по марке автомобиля определить тип смазочного материала.
Для каждой коробки необходимо масло с определенным типом вязкости и необходимым пакетом присадок. Жидкость должна обладать теми характеристиками, которые изначально заложены заводом изготовителем при проектировке данной трансмиссии.
Трансмиссионная жидкость ATF по своему составу бывает синтетической, полусинтетической и т.д. Что касается индекса вязкости ATF, выделяют:
- летнее трансмиссионное масло;
- летнее трансмиссионное масло для специального применения;
- зимнее трансмиссионное масло с разной рабочей температурой;
- всесезонное трансмиссионное масло;
Типы ATF для АКПП и спецификации трансмиссионных жидкостей:
- Класс «A» — трансмиссионная жидкость от General Motors, предназначенная для использования в АКПП легковых автомобилей (сейчас практически не используется);
- Класс «B» Dexron — одна из самых распространенных трансмиссионных жидкостей, предназначенных к эксплуатации в АКПП автомобилей производства General Motors . Типы жидкостей класса Dexron II — IV являются новейшими спецификациями масел GM и соответствуют всем требованиям, применяются практически во все 4-6 ступенчатых АКПП;
- Класс «F» — трансмиссионная жидкость от производителя Ford, несколько отличающаяся по составу от трансмиссионной жидкости Dexron. Коэффициент трения жидкости класса «F» увеличивается со снижением скорости скольжения.
Помимо приведенных выше спецификаций ATF для АКПП также используются заводские допуски (например, ATF Toyota и т.д.). Автомобили, выпускаемые для европейских стран, часто оснащаются АКПП типа ZF, Aisin, Jatco. В такие коробки заливают трансмиссионную жидкость класса General Motors.
В автоматических коробках передач Audi, BMW и Mercedes последних лет выпуска используется только синтетическое масло. Также существуют трансмиссионные жидкости (OEM), изготавливаемые по заказу автомобильных брендов.
Смешивание разных типов трансмиссионных жидкостей АКПП при их замене
Прежде всего, любая жидкость для АКПП должна обладать следующими базовыми свойствами:
- устойчивость к окислению;
- низкий коэффициент вспенивания;
- стабильные температурные показатели;
- способность к передаче высокого крутящего момента.
Обратите внимание, независимо от модели, марки автомобиля и типа АКПП, смешивания трансмиссионных жидкостей лучше избегать. Для быстрого идентифицирования производители жидкости АКПП применяют специальные красители, не влияющие на технические свойства и характеристики.
Если нет возможности точно определить, какая именно жидкость залита в коробку передач, рекомендуется провести полную ее замену, что позволит избежать потери свойств и выпадения присадок в осадок.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить масло в коробке автомат. Из этой статьи вы узнаете о проверке уровня масла в АКПП, а также на что обратить внимание при такой проверке.
Если жидкость для АКПП не подходит или произошло смешивание, основные неисправности, возникающие в результате смешивания трансмиссионных жидкостей разных типов:
- возникновение посторонних шумов при работе АКПП;
- появление рывков при переключении с низшей передачи на высшую и наоборот;
- быстрый перегрев коробки (при смешивании разных по своим характеристикам трансмиссионных жидкостей теряются их вязкостные характеристики);
- при понижении температуры на холодную тугое перемещение рычага селектора АКПП при включении режима D и т.д.;
- АКПП в аварийном режиме или не работает, передачи не включаются, что может указывать на полный выход коробки из строя;
Если смешивание жидкостей произошло, необходимо провести процедуру промывки АКПП специальными средствами (клинерами), после чего произвести полную замену жидкости в трансмиссии на рекомендуемую.
Качественные трансмиссионные жидкости должны включать в себя расширенные пакеты специальных присадок, благодаря которым они будут соответствовать последним требованиям производителей трансмиссий. Если точнее:
- оптимальный коэффициент вязкости (этим показателем обусловлено давление в системе, образование устойчивой масляной пленки на трущихся деталях, что предупреждает появление задиров и уменьшает их износ);
- устойчивость к окислению. В процессе эксплуатации АКПП в трансмиссионной жидкости под воздействием разных факторов (температура, вибрации, трение, взаимодействие с воздухом, попадание микрочастиц металла и т.д.) происходят процессы загрязнения и окисления.
В результате этих процессов жидкость теряет свои свойства. Чем выше стойкость той или иной трансмиссионной жидкости к окислению, тем дольше срок ее службы без потери свойств и характеристик.
Что в итоге
Как видно, при наличии необходимой информации подобрать масло в АКПП самому не сложно. Главное, придерживаться рекомендаций производителя автомобиля и/или коробки-автомат.
Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли лить моторное масло в коробку передач. Из этой статьи вы узнаете, допускается ли использование масла для двигателя в механических КПП, а также если это возможно, то в каких случаях.
Если же владелец не имеет такой информации, тогда оптимально использовать только оригинальное масло, а не аналоги. Также подбирать смазку можно и с учетом рекомендаций профильных специалистов.
Напоследок отметим, что качественная трансмиссионная жидкость, соответствующая всем стандартам и характеристикам применительно к той или иной трансмиссии, позволит коробке работать в оптимальных режимах и значительно увеличит срок службы АКПП.