Проблем с запчастями в России все меньше, но они все еще есть
фото: tarantas.news
Исследование показало, что 74% автосервисов не испытывали проблем с запчастями в I полугодии 2023 года
Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze провели исследование автосервисного рынка за первое полугодие 2023 года и выяснили, где и какими запчастями ремонтируют свои машины российские водители. Результаты исследования эксперты представили на совместной онлайн-конференции.
Содержание статьи:
Водители хотят в «гаражи» со своими запчастями
На конференции эксперты обсудили ситуацию с делегированием работ по обслуживанию автомобилей автосервисами. Как показывает исследование, в 70% случаев в 2023 году водители самостоятельно приобретают запчасти для ремонта и обслуживания своего автомобиля. За год это поведение не изменилось. Доля полного делегирования, когда и подбор запчасти, и ремонт выполняются в автосервисе, не растет, а наоборот, демонстрирует тренд на спад. Если в 2020 году так поступало 37% водителей, то в 2022 и 2023 годах — только 30%.
»Такой подход водителей — риски для сервисов. Но это также сигнализирует производителям запчастей о необходимости активно работать в каналах продвижения, взаимодействовать с клиентами и усиливать работу с имиджем и известностью своей марки. Водители принимают решение самостоятельно и для них важен бренд и его репутация», — комментирует результаты Александр Груздев, глава агентства Gruzdev-Analyze.
Доли разных каналов обслуживания на автосервисном рынке по итогам полугодия незначительно изменились. Однако отчетливо прослеживается тренд: гаражные СТО увеличили долю с 14% в прошлом году до 15% в 2023 году. Сетевые автосервисы демонстрируют стабильный результат — 13% от всего рынка. Официальные дилеры продолжают терять позиции, по итогам полугодия их доля составляет уже 6%, а в «допандемийном» 2019 году она достигала 16%.
«Причина такой сегментации в желании водителей экономить. Они покупают запчасти самостоятельно, стремясь найти самый дешевый вариант, а после этого едут в гаражи, где эту запчасть готовы установить. При этом такой подход ведет лишь к условной, одномоментной экономии, ведь все риски и по качеству детали, и по качеству обслуживания берет на себя автовладелец», — объясняет Александр Груздев.
Проблем с запчастями все меньше, но они все еще есть
По итогам первого полугодия 2023 года, 74% российских автосервисов отмечают, что не испытывают каких-либо проблем с запчастями.
»Проблема с дефицитом автозапчастей в России практически решена. Результаты опросов показывают, что мы вернулись к ситуации 2021 года, но это все еще не уровень «доковидного» 2019 года. В сфере продаж запчастей все еще сохраняется «рынок продавца». Есть категории деталей, когда подход «где бы достать», все еще основной», — отмечает Александр Груздев.
По словам Татьяны Овчинниковой, директора сети FIT SERVICE, рынок запасных частей в России начал быстро насыщаться, и с осени 2022 года даже возник профицит — предложение превысило спрос. «К концу 2022 года цены на запчасти начали падать. Мы ожидаем, что, если ситуация с курсом стабилизируется, цены на запчасти продолжат снижение. В этом году мы также планируем снижение цен в сети FIT SERVICE».
Новых запчастей уже больше, чем старых
По оценкам экспертов, количество покинувших страну брендов автозапчастей уже меньше, чем совокупно число оставшихся марок и новых брендов, только начавших работу в России. Однако доли рынка производителей, прекративших работу на российском рынке, по основным группам автотоваров оцениваются очень высоко — от 89% в категории ремни ГРМ и до 41% в категории фильтры.
«На российском рыке появилось большое число новых брендов автозапчастей. Сейчас они показывают грандиозный рост в продажах. Те, что остались в России, также заметно выросли. Однако, несмотря на большой потенциал российского рынка, есть крупные мировые производители автозапчастей, которые не готовы работать в стране, поскольку у них в линейке нет продукции для автомобилей LADA — главного автомобильного бренда страны», — рассказывает Александр Груздев.
Доля «эконома» и «оригинала» выросла
По данным международной сети автосервисов FIT SERVICE, в 2023 году изменилось соотношение типов используемых водителями автозапчастей. Заметно выросла доля сегмента «эконом» — с 4% в 2022 году до 8% в 2023 году. При этом немного выросла доля «оригинала».
»Водители ищут варианты подешевле, поэтому все чаще выбирают запчасти из сегмента «эконом». Выручка от продажи запчастей в нашей сети снизилась по отношению к выручке за услуги. Но при этом продавать в штуках мы стали больше», — объясняет Татьяна Овчинникова.
Эксперты отметили, что в 2023 году в продаже начали появляться оригинальные запчасти, они есть в продаже у крупнейших официальных дистрибьюторов. В сети FIT SERVICE доля «оригинала» составляет уже 11%. При этом официальные дилеры отмечают, что доля оригинальный запчастей при проведении ТО в 2023 году продолжает снижаться. Например, в сети «Боравто» доля оригинала в 2019 году составляла 82%, а в 2023 году — 62%.
На конференции эксперты обсудили, как изменился подход водителей не только к выбору запчастей, но и отношения к гарантийным обязательствам сервисов. «В 2023 году мы отмечаем изменение отношения водителей к гарантии. Теперь клиенты хотят гарантию не только на запчасть и услугу, но и на агрегаты. Это связано с растущим спросом на крупные ремонты. Если раньше гарантия воспринималась как доказательство качества, то теперь для водителя гарантия — это инструмент экономии. Я делаю серьезный ремонт машины, вкладываю в это деньги и, если что-то случится, хочу, чтобы мне все отремонтировали бесплатно, по гарантии», — объясняет Татьяна Овчиинникова.
По мнению Александра Груздева, запрос на гарантию вырос не только из-за крупных ремонтов, но и вследствие ситуации с поддельными запчастями на российском рынке. Он напомнил, что около трети автосервисов столкнулись с подделками в 2023 году.