Прокладка ГБЦ ВАЗ 2114: замена прокладки своими руками
Прокладка головки блока устанавливается между блоком цилиндров (БЦ) и головкой блока цилиндров (ГБЦ) двигателя автомобиля. Деталь служит для герметизации камер сгорания, предотвращая утечку газов, а также для герметизации каналов между БЦ и ГБЦ в целях предотвращения утечки моторного масла и охлаждающей жидкости.
Выход из строя прокладки ГБЦ ВАЗ 2114 (пробой, прогар) приведет к проблемам и сбоям в работе ДВС автомобиля: перегрев двигателя, появления эмульсии в моторном масле и т.д. Для устранения неисправности прокладку меняют. Далее мы рассмотрим, что представляет собой прокладка ГБЦ 2114, когда нужно менять прокладку головки блок и как выполняется замена.
Содержание статьи:
Прокладка ГБЦ ВАЗ 2114: особенности
Фактически, прокладка ГБЦ – это уплотнитель, то есть элемент, состоящий из нескольких слоев. Уплотнитель может быть изготовлен из армированного плоского композиционного уплотняющего прокладочного материала (паронит) или из тонкого листового материала с металлической окантовкой отверстий под камеры сгорания.
Как уже было сказано выше, прокладка устанавливается в месте, где соединяется головка блока цилиндров ВАЗ 2114 и сам блок цилиндров ВАЗ 2114. В процессе эксплуатации данная прокладка испытывает нагрузки (температурные и другие) и изнашивается. Также, с учетом того, что стенки отверстий в прокладке достаточно тонкие, это может привести к ее прогоранию, повреждениям и деформации.
Признаки пробитой/прогоревшей прокладки головки блока
При появлении первых признаков неисправности прокладки ГБЦ автомобиль необходимо прекратить эксплуатировать. Далее, в рамках диагностики, прокладку проверяют на работоспособность. Список основных признаков неисправности:
- появление пузырьков в расширительном бачке системы охлаждения и радиаторе;
- мотор троит, работает неровно, пропала мощность;
- двигатель перегревается без других видимых причин;
- отмечено появление из глушителя белого дыма (в цилиндры может попасть ОЖ через пробой в прокладке головки);
- высокий уровень масла в двигателе, наличие белой пенной эмульсии на щупе проверки уровня моторного масла (нарушение герметичности в системе смазки и смешивание масла с антифризом);
Не трудно догадаться, что при повреждении прокладки головки герметичность нарушается, через прокладку ГБЦ прорываются отработанные газы, в камеру сгорания попадает антифриз. Отдельно отметим, что причиной может быть как то, что прокладка вышла из строя, так и предыдущая замена ГБЦ ВАЗ 2114 или прокладки, которая проведена не правильно, сильно затянуты фиксирующие болты и т.д.
Так или иначе, в цилиндрах ОЖ выгорает и смешивается с маслом, мотор сильно изнашивается. Еще происходит увеличение расхода топлива, наблюдается падение мощности ДВС автомобиля (ВАЗ 2114 или любого другого). Активное попадание антифриза в камеру сгорания разрушает масло, система смазки не работает должным образом. Само собой, в подобной ситуации ездить дальше нельзя и необходимо срочно принимать меры.
Как заменить прокладку ГБЦ
Итак, замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2114 не является сложной процедурой, однако требует определенных навыков и знаний. Кстати, замену выполняют как в случае повреждения уплотнителя, так и при каждом демонтаже ГБЦ. Дело в том, что прокладка является одноразовой и не пригодна для повторной установки.
Необходимые инструменты и материалы для замены прокладки ГБЦ:
- ключи «13», «17», «19» и динамометрический ключ;
- отвертки с плоским и крестовым наконечником, торцевые ключи («10»,»13», «17», «Torx»), головка для выкручивания свечей;
- новая прокладка ВАЗ (каталожный номер 21083100302010 или аналог ELRING 463915);
- чистая ветошь, емкость для слива отработанной ОЖ.
Последовательность выполняемых работ по замене прокладки головки блока :
- со штуцеров клапанной крышки, сняв шланг вентиляции картерных газов и подводящий шланг, слить охладитель в заранее подготовленную емкость;
- открутить крепежные болты передней крышки ГРМ ключом «10» (один в центре, два сбоку);
- снять крышку ГРМ и ключом «10» открутить две крепежные гайки, соединяющие кронштейн троса привода дроссельной заслонки и ресивер;
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое шлифовка ГБЦ. Из этой статьи вы узнаете, для чего необходима шлифовка головки блока цилиндров, а также как выполняется данная процедура.
- установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия и ключом «17» отвинтить шкив распредвала;
- при необходимости, вынуть шпонку, находящуюся в пазу носка распределительного вала;
- отсоединить от ресивера шланги электрического пневмоклапана, вакуумного усилителя и регулятора топлива в топливной рампе;
- ключом «17», ослабив гайку крепления натяжного ролика, ключом «10» отвинтить гайку крепления защитного кожуха, отогнув кожух, выкрутить свечи;
- отвинтив две крепежные гайки клапанной крышки ключом «10», снять ее;
- снять заглушку, открутив две гайки и один крепежный болт заглушки ключом «10»;
Ключом «13» открутить шесть гаек крепления корпуса подшипника распредвала в несколько подходов, равномерно, до снятия давления пружин клапанов.
- снять со шпилек задний корпус подшипника распредвала, установив головку «Е14 Torx», открутить 10 крепежных болтов на БЦ;
- ослабив хомуты и сняв с выпускного патрубка подводящий патрубок радиатора отопителя и подводящие шланги дроссельного узла, отсоединить термостат;
- отвинтить крепежные гайки и отсоединить шланги слива и подачи горючего от топливных трубок;
- снять ГБЦ, после чего демонтировать старую прокладку ГБЦ;
- поменять поврежденный уплотнитель на новую деталь и закрутить крепежные болты ГБЦ в последовательности, соответствующей схеме сборки;
- сборку проводим в обратной последовательности, соблюдая при этом порядок и прикладывая рекомендуемое усилие при затяжке болтов.
Обратите внимание, порядок затяжки болтов головки блока цилиндров ВАЗ 2114, а также усилие (момент затяжки) необходимо строго соблюдать. Для того чтобы все было собрано правильно, нужно по установочным втулкам (отверстие с медной окантовкой для прохода смазывающей жидкости в прокладке располагается между третьим и четвертым цилиндром) поставить на блок новую сухую и чистую прокладку.
Далее головка ВАЗ 2114 устанавливается на блок, при этом коленчатый и распределительный валы должны находиться в правильном положении ВМТ (два клапана первого цилиндра закрыты). После затягиваем болты крепления головки в четыре этапа и в определенной последовательности (закручивание болтов от центра, постепенно одинаково удаляясь к краям). Первый момент затяжки болтов ГБЦ: 20 Н•м (2 кгс•м), второй момент затяжки болтов ГБЦ: 69,4–85,7 Н•м (7,1–8,7 кгс•м).
Завершающим этапом становится необходимость установить детали головку и подсоединить к ней шланги, патрубки и другие элементы в обратном порядке. Затем можно установить шкив распредвала выступающей частью ступицы к ДВС автомобиля. Также отметим, что если это необходимо, параллельно осуществляется регулировка зазоров в приводе клапанов, а также проверка и регулировка натяжения/замена ремня ГРМ.
Подведем итоги
Как видно, заменить прокладку ГБЦ самостоятельно вполне возможно, но только при наличии необходимых инструментов и навыков. Если вы не уверены в своих силах, лучше сразу обратиться к опытным специалистам. Также важно соблюдать правила и рекомендации, придерживаться строгой последовательности выполнения ремонтных работ.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если треснул блок двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, как выполняется ремонт трещин блока цилиндров или головки блока цилиндров, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание.
Напоследок отметим, что несвоевременная замена поврежденной прокладки ГБЦ может привести не только к серьезным сбоям в работе ДВС автомобиля, но и стать причиной серьезных неисправностей двигателя. В результате эксплуатация авто с пробитой/прогоревшей прокладкой ГБЦ неизбежно приведет к сильному износу двигателя и последующему дорогостоящему ремонту (вплоть до капитального).