Рано — не всегда хорошо: о чем должны помнить водители, которые раньше времени установили «шиповки»
фото: tarantas.news
О чем должны помнить те, кто раньше времени переобулся в «шиповки»
Поведение машины на зимней резине заметно отличается от того, как она ездит на летних покрышках. Особенно эта разница видна, если автомобиль переобут в «шиповки», то есть в шины, оснащенные зубьями против льда. Какие трудности для водителя могут быть, если ездить на них по асфальту до установления снежного покрова? На этот вопрос ответили эксперты сайта aif.ru.
Содержание статьи:
Утрата шипов
Шипованная резина — наиболее популярная среди автомобилистов. Она дешевле, чем фрикционные шины (так называемые липучки), и в случае гололеда «шипы» могут спасти от аварии. Переменчивая погода заставляет водителей устанавливать шиповки перед заморозками, чтобы быть готовым к обильным снежным метелям, которые случаются уже в конце октября или в начале ноября. Однако на асфальте, да еще и в теплую погоду шипованная резина может преподнести неприятные сюрпризы.
Зимние шипованные покрышки в своем составе имеют натуральный каучук, который при росте температуры сильно размягчается. Резина становится эластичной, поэтому при достижении температуры в 7–10 градусов шиповки размягчаются настолько, что уже недостаточно хорошо удерживают металлические зубья внутри гнезд. В случае экстренного торможения ламели раскрываются и шипы упираются в твердую поверхность асфальта. В этот момент и происходит их утрата. Поэтому пока автомобиль ездит в теплую погоду, есть риск выпадения нескольких зубьев, что ухудшает характеристики покрышки.
Увеличивается тормозной путь
Самое неприятное: интенсивность торможения у «шиповок» уступает летним шинам. Металлические зубья в «шиповках» мешают протектору создавать плотное пятно контакта с поверхностью дороги. Поэтому тормозной путь на сухом и теплом асфальте у «шиповок» значительно увеличивается.
Так, согласно замерам немецкого клуба ADAC, при плюсовой температуре тормозной путь автомобиля со скорости в 100 км/ч на зимней резине на 44% длиннее, чем на летней. А это значит, что автомобиль, обутый в «шиповки» откатывался вперед почти на 16 метров дальше, в сравнении с машиной на летних шинах. Дело в том, что размягченная зимняя резина быстрее истиралась на асфальте и не могла эффективно замедлять машину.
При понижении температуры прочность зимней резины увеличивается и тормозной путь уменьшается на полметра при убавлении каждого градуса. При температуре плюс 4 градуса тормозной путь стабилизируется и остается неизменным, даже если шкала термометра продолжит опускаться ниже нуля. Но даже в этом случае тормозной путь со 100 км/ч будет выше примерно на два корпуса автомобиля, чем у машины на летних покрышках.
Ухудшение управляемости
Кроме того, поездки на шипованной резине сопряжены с увеличением времени реакции автомобиля на маневрирование. Так, при покачивании рулевым колесом ощущается некая «ватность», инерционность, задержка. Чувствуется, что машина как бы скользит по дороге. Если превысить скорость и ехать так же, как на «лете», то при прохождении привычных поворотов можно испытать массу неприятных минут в тот момент, когда машина срывается в снос. Здесь главное не впадать в панику и не делать резких движений. После легкого сноса колеса вновь войдут в зацепление, и автомобиль обязательно стабилизируется.
В целом, после переобувки нужно внутренне подготовиться к тому, чтобы снизить среднюю скорость прохождения поворотов на 15–20 км/ч. Помимо этого, «шиповки» менее экономичны, чем летняя резина, и увеличивают потребление топлива примерно на 1–1,5 литра бензина.