Раздаточная коробка: что это такое и как работает
Раздаточная коробка или «раздатка» является неотъемлемой частью полноприводного автомобиля. Коробка такого типа позволяет правильно распределить крутящий момент, полученный от ДВС и преобразованный в КПП, по ведущим осям автомобиля. Также раздатка увеличивает момент при движении автомобиля по бездорожью.
Содержание статьи:
Раздаточная коробка: что это такое
Раздаточные коробки устанавливаются практически на все полноприводные автомобили (внедорожники, кроссоверы, грузовые автомобили и др.). Коробка во время движения автомобиля позволяет не только распределить крутящий момент от ДВС между передней и задней осью. Также такая коробка позволяет изменить количество передаваемого крутящего момента на определенную ось автомобиля (переднюю либо заднюю).
Раздатка может быть интегрирована в коробку переключения передач или является отдельным агрегатом. В первом случае раздаточная коробка находиться в одном корпусе с КПП. Такие коробки могут устанавливаться на кроссоверы, оборудованные электромагнитной муфтой или на полноприводные версии легковых автомобилей.
Во втором случае раздатка, установленная между КПП и валами, ведущими к оси, является отдельным агрегатом автомобиля. Коробки такого вида могут, устанавливаются на рамные внедорожники и спецтехнику.
Раздаточная коробка: для чего нужна
Кроме основной функции распределения крутящего момента на все ведущие мосты автомобиля, с регулировкой на понижающий и повышающий ряд передаточных чисел, раздатка имеет и дополнительные функции. Основные дополнительные функции раздаточной коробки автомобиля:
- максимально понижает «циркуляционную» мощность при крутых подъемах или во время движения автомобиля по бездорожью;
- при наличии двух ступеней включения удваивает общее число передач, соответственно, увеличивает передаточное число, что позволяет улучшить тяговые характеристики автомобиля (при наличии в «раздатке» дополнительной коробки);
- при небольшой скорости и работе ДВС на максимальных мощностях обеспечивает стабильное движение автомобиля;
Устройство раздаточной коробки
В зависимости от вида системы полного привода автомобиля раздаточные коробки могут быть разных типов. Коробки разных модификаций, имея те или иные конструктивные особенности, практически не отличаются по принципу работы.
Основные типы раздаток:
- с соосными валами (коробка имеет простую конструкцию);
- не соосными валами (коробка имеет высокий КПД, небольшой размер);
- с наличием механизма блокировки привода ведущих мостов (использование максимальной тяговой силы автомобиля без пробуксовки);
- с наличием межосевого дифференциала (возможность вращения ведущих валов с разными скоростями);
- с разным числом передач (одноступенчатые, двухступенчатые и трехступенчатые коробки).
Несмотря на конструктивные особенности, раздаточные коробки разных модификаций имеют общие основные элементы:
- симметричный или несимметричный межосевой дифференциал;
- механизм блокировки межосевого дифференциала;
- приводной вал передней оси;
- приводной вал задней оси;
- ведущий вал;
- понижающая передача (зубчатая или цепная);
Как работает раздаточная коробка
Принцип работы раздаточной коробки зависит от ее конструктивных особенностей. Работа простейшей раздатки:
- передача крутящего момента от КПП на ведущий вал раздатки (иногда через ретардер);
- передача крутящего момента от ведущего вала раздатки на межосевой дифференциал;
- распределение крутящего момента межосевым дифференциалом между валами приводов задней и передней оси.
- передача крутящего момента на один либо на два моста (зависит от режима раздатки).
Обратите внимание, механизм блокировки межосевого дифференциала является важным элементом раздаточной коробки, задача которого осуществить полное или частичное отключение межосевого дифференциала. Это позволяет обеспечить жесткое сцепление и одинаковую скорость вращения валов привода заднего и переднего моста.
Раздаточная коробка: как пользоваться
Обычно в полноприводных автомобилях старых моделей (внедорожники, грузовики и др.) раздаточные коробки имеют ручное управление. В этом случае отключение или подключение одного из мостов, включение дифференциала или включение пониженного ряда осуществляется рычагом раздатки.
Указанный рычаг расположен рядом с рычагом коробки переключения передач (иногда для включения необходима полная остановка автомобиля). Более современные версии автомобилей с полным приводом имеют ручное, или электрическое управление раздаточной коробкой. Режим коробки выбирается путем нажатия кнопок на панели приборов (при наличии синхронизатора для включения, остановка автомобиля не потребуется).
Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроена и работает полноприводная коробка передач. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и конструктивных особенностях полноприводных КПП, а так же какие преимущества и недостатки имеет полноприводная коробка передач в устройстве трансмиссии автомобиля.
Полноприводные автомобили нового поколения (кроссоверы, универсалы и др.) имеют раздаточную коробку с автоматическим управлением. При этом бортовой компьютер сам, определяя пробуксовку мостов, перенаправляет крутящий момент, а также при необходимости включает блокировку дифференциала (есть возможность отключения автоматики).
Управление раздаточной коробкой в современных полноприводных автомобилях повышенной проходимости зачастую полностью автоматизировано (управление осуществляется только электроникой).
Что в итоге
Как видно, раздатка в трансмиссии является необходимым элементом на машинах с полным приводом, которые предназначены для бездорожья. При этом раздаточные коробки, устанавливаемые на полноприводные автомобили с различными типами КПП, отличаются между собой:
- по конструктивным особенностям;
- по типу подключения;
- по способу управления;
- по типу подключения к коробке переключения передач;
- по соотношению распределения моментов.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое коробка отбора мощности. Из этой статьи вы узнаете о коробках данного типа, а также их назначении и функциях в устройстве трансмиссии.
Так или иначе, раздаточная коробка — важный узел в устройстве полноприводных автомобилей. Такая коробка позволяет крутящему моменту не просто передаваться на все ведущие оси, но и дополнительно преобразовать этот момент. В результате существенно повышается проходимость и устойчивость автомобиля в тяжелых и сложных дорожных условиях.