Реальный опыт: зачем я купил электромобиль Москвич 3е
Электромобили — откровение и пока еще недооцененная в широком смысле новинка российского авторынка. Именно новинка, именно недооцененная: те марки и модели, что были представлены до всех пертурбаций, воспринимались как игрушка и желание выделиться. Но время пришло, и логика покупки такой машины в корне поменялась. Портал «АвтоВзгляд» отыскал владельца электромобиля, который выбирал не сердцем, а умом. О логике покупки, опыте владения, затратах и, конечно, эмоциях — наш рассказ.
Идея пересесть, а вернее — добавить в свой гараж электромобиль, нашему собеседнику пришла еще в 2020 году, когда он вживую увидел детище Илона Маска и послушал отзывы его владельца. Так зарождалась мысль. Зарождалась и не уходила, но останавливал вопрос обслуживания, гарантии, запасных частей и, во многом, лизингового договора, путем которого и нужно было заключить сделку. И вот подходящий вариант в России появился.
– Честно говоря, я себя автомобильным экспертом, ценителем и специалистом не считаю. Да, люблю машины, получаю удовольствие от вождения, хочу на собственном автомобиле ездить на работу, а не на общественном транспорте. Но парковки корпоративной у нас нет, а на улице — 380 рублей в час. И так — практически по всему району. Альтернатива — приехать к семи утра, что для меня, «совы» и айтишника, — смерти подобно. Это был первый звоночек. Второй — платной стала и парковка около дома, где снимаю квартиру. Переезжать не хотелось. Нужно было красивое и действенное решение, перевернуть доску, что называется. И такое нашлось: буквально в двадцати метрах от подъезда поставили городскую зарядку. Я считаю, это был знак свыше. В тот же вечер начал изучать предложения по продаже электромобилей.
Как выбирать «электричку»
– Поставил себе четкое ТЗ: только «электричка», никаких гибридов, чтобы парковка по всей Москве была бесплатной, официальный поставщик с обязательной гарантией и никаких головных болей с обслуживанием и запчастями, адекватный бюджет и, желательно, компактный кроссовер, чтобы и зимой и летом бед не знать. Дизайн, скоростные характеристики, оснащение — все для меня вторично, поскольку я выбирал именно транспортное средство для решения конкретной задачи: городская логистика. У меня математический склад ума, так что дистанцироваться от эмоциональной составляющей я умею. Всегда выбираю «ездить», а не «шашечки».
Москвич под мои требования подходил лучше других. Да, честно говоря, он один и подходил, так что я поехал в дилерский центр и приценился к покупке. Осмотр моего будущего автомобиля меня полностью удовлетворил, никаких особенных препятствий для себя не увидел. Да и можно ли вообще увидеть недостатки машины в статичном положении? Они выявляются только через две-три недели эксплуатации, когда ощущения от обновки немного стихают. Кстати, таковых у Москвича за неполный год совместного времяпрепровождения в итоге и не нашлось.
Про математику
– За месяц моих маршрутов по Москве, без хитростей и попыток сэкономить, только за парковку можно заплатить около 50 000 рублей. Ага, скажете, можно же за 37 000 рублей купить абонемент и парковать где угодно! Огорчу: нельзя. Если внимательно изучить вопрос, то самый широкий парковочный абонемент не дает возможность парковаться бесплатно на стоянках, стоящих 380 и 450 рублей. То есть около работы, где я провожу по 10–12 часов в день, за паркинг заплатить все равно придется. Пятьдесят, повторю еще раз, тысяч в месяц! Далее идут расходы на бензин: тут долго объяснять не надо — посчитайте, сколько вы сами тратите на свою «ласточку» в неделю, в месяц, в год. Для красоты картины добавим сюда еще ежегодное ТО: последнее на мою подержанную «японку» стоило 43 000 рублей.
А теперь пересчитаем Москвич: парковка и, как выяснилось позже, зарядка для меня бесплатна. Многие городские зарядные станции деньги за электричество брать отказываются, а около дома у меня как раз такая. Страховка: ОСАГО — 10 613 рублей, КАСКО — 62 900 рублей. Итого 73 513 рублей. Техническое обслуживание я проходил пока один раз, и обошлось оно всего в 10 000 рублей. Еще и машину помыли. Нервы, сэкономленные на поиске парковочного места, — бесценно. То есть на все про все за год ушло 110 500 рублей. Блестящий результат, но и это только начало.
Про километры
– В неделю я проезжаю не более 300 км. Работа, спортзал, погулять или посидеть в кафе, встретиться с близкими, сходить на свидание, домой. На выходных — иногда к родителям за город. Последний пункт — самый дальний, более 100 км туда-обратно выходит. Но в среднем за день — километров 20–30, не больше. До работы — 9 км, если что. Мне бы хватило и 200 км пробега на одной полной зарядке, но Москвич без экономии проезжает где-то 330–350. Ни разу не пробовал, если честно, докатать до нуля: как только заряд достигает отметки в 30% — ставлю к розетке. Полностью разряжать батарею нельзя, так что это, скорее, перестраховка.
Про комфорт
– Ничего лишнего и ничего личного, удивительно лаконичная машина. Она вообще не отвлекает водителя от дороги и личных дел: иногда выскочит задачка срочная — достаю ноутбук и решаю, «не отходя от кассы». Тут же. Припарковаться-то я теперь могу в любом месте. На коротких поездках кресло не оценить, но прецедентов с больной спиной пока не выявлено. Музыка? Я радио слушаю, мне хватает, не хрипит. Климат-контроль есть. Фары светят хорошо, дворники машут, из окон и дверей не дует. Двигателя нет — моторных шумов, следовательно, тоже нет. Даже не знаю, честно говоря, что еще рассказать про комфорт.
Про динамику
– Вот это, будем откровенны, был приятный бонус, которого я не ожидал. Автомобиль очень быстрый! Я где-то прочитал, что время разгона до сотни — 8 секунд. По личным (субъективным, понятное дело) ощущениям — быстрее. У меня есть спортивная японская машина, очень низкая и быстрая. Но этот городской кроссовер шустрее. В Москве погонять уже негде, повсеместно стоят камеры, но обогнать, сманеврировать или просто ускориться — одно удовольствие. При покупке я эту задачу перед машиной не ставил, так что был очень удивлен.
Про деньги
– Машина приобретена в лизинг. Этот финансовый инструмент позволяет снижать налогооблагаемую базу, законно экономя на выплате налога на прибыль организации. Сумма итоговой экономии превышает процент за пользование лизингом, так что в целом автомобиль мне обойдется в 3 290 000 рублей при официальной цене покупки в 3 500 000. Сейчас они дороже, но смысла это не меняет: за 4 года при описанной экономии он полностью окупится. Читай, станет для меня бесплатным.
С учетом роста цен — это, называя вещи своими именами, инвестиция. До конца лизингового договора осталось еще 4 года, то есть последний год, сокращая мои издержки, Москвич будет приносить мне чистую прибыль. Что я сделаю через четыре года? Сдам его в трейд-ин и возьму новый Москвич. Просто потому, что это выгодно.
И, кстати сказать, я немного завидую тем, кто решил брать эту машину сегодня. Я, увы, не попал в госпрограммы по стимулированию спроса, а вот будущие владельцы ко всем плюсам, которые я перечислил, уже могут получить автокредит на льготных условиях со скидкой до 25% на первоначальный взнос (а это, на секундочку, 625 000 рублей). Причем эти условия распространяются и на тех, кто, как и я, хочет взять Москвич 3е по программе льготного лизинга. И это уже не просто выгодная, а очень выгодная покупка…