Рынок грузовых авто в России: локализация — это не просто колеса прикрутить
Выставка коммерческого транспорта «Комтранс 2024», которая проходила с 10 по 13 декабря в Москве, стала важным событием для участников рынка грузовых автомобилей. На этом крупнейшем форуме отечественные и зарубежные производители представили новые модели грузовиков, автобусов и прицепов, а также обсудили ключевые проблемы и вызовы, с которыми сталкивается сейчас российский рынок коммерческого транспорта.
Одним из центральных вопросов, поднятых на выставке, стала локализация производства грузовых автомобилей. В последние годы российские производители активно ориентируются на использование отечественных комплектующих и поиск партнеров для производства в стране. В этом плане стоит отметить масштабную деятельность калининградской компании «Автотор», производящей автомобили коммерческого назначения под брендом «Амбертрак». К 2030 году компания планирует производить по полному технологическому циклу (сварка, окраска, сборка) 85% выпускаемой продукции, и лишь оставшиеся 15% на базе ввозимых сваренных и окрашенных кузовов.
Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube
Смотрите все передачи СП-ТВ
«Предпочтения клиентов меняются в сторону отечественного производителя, к тому, что произведено в России. Наша клиентоориентированность направлена на то, чтобы делать машину именно под конкретного клиента, под его требования и задачи. Следует учитывать и климатические условия, и непосредственно регионы, где эксплуатируются наши автомобили, это от крайнего севера до юга нашей страны. Где-то нужен кондиционер, чтобы водитель чувствовал себя комфортно, а где-то, наоборот, нужно дополнительное отопление, чтобы водителю было тепло. Поэтому все эти моменты мы учитываем в своем сборочном производстве. Непосредственно все автомобили, которые мы выпускаем в серию, проходят тестовые испытания у конкретных клиентов», — сообщил Илья Орлов.
Одной из главных тем, обсуждавшихся на «Комтранс 2023», стала непростая экономическая ситуация, с которой столкнулись многие малые и средние предприятия, использующие грузовой транспорт. В результате многие предприятия вынуждены откладывать покупку или обновление транспортных средств, что ведет к снижению спроса на новые машины.
«На данный момент рынок при потенциальном росте показывает нам сложности в определенных сферах, таких как легкие коммерческие автомобили. Потому что первый потребитель легких коммерческих автомобилей — это малый бизнес, на который сейчас идет огромное давление по финансовой нагрузке, по ключевой ставке, по курсу. И на данный момент многие клиенты отказываются от выбора или замены транспортного средства на определенный период времени, пока непонятно, на какой. На железной дороге наблюдаются огромные задержки поставок транспортных средств, поэтому на данный момент выигрывает только тот, кто пытается заранее спрогнозировать рынок и работать на опережение, видя спрос на определенные виды продукции», — сообщил директор ООО «Коммерческие автомобили Дунфэн» Илья Московченко.
Самым непосредственным образом на рынке сказывается ситуация с регулярными рывками вверх курса доллара. Естественно, все это ведет к стагнации продаж.
«Клиент, стоит ему почувствовать финансовое давление, сразу встает в позу выжидания. И зачастую, пока вот эти вот скачки курса, непонятные ситуации по ключевой ставке не стабилизируются на определенный период времени, как минимум на один квартал, то клиент из-за этой спячки не вылезает, потому что ему, прежде всего, опасно предпринимать какие-либо финансовые действия», — отметил Илья Московченко.
Экономические трудности радовать не могут, но поиски инновационных решений участников рынка обнадеживают. В частности, важной темой, обсуждавшейся на выставке, стал рост интереса к электрическому транспорту. В Калининградской области, например, активно развиваются проекты по производству и эксплуатации электротранспорта, в том числе грузового.
«В целом можно сказать о том, что 2023 год стал очень продуктивным и переломным с точки зрения профессионального взгляда на развитие электротранспорта. В частности, в Калининградской области у нас работает план электромобилизации региона, такое рабочее название, где мы вместе с правительством области, с другими интересантами проекта, корпорацией «Росатом», с компаниями, которые эксплуатируют транспортные средства, с таксопарками даже, консолидируем усилия для создания в регионе удобных условий использования электрического транспорта. Электрический транспорт — это не просто замена автомобилей и двигателей внутреннего сгорания.
Каждый проект использование электротранспорта — это как костюм под заказ, специально готовится и разрабатывается система и схема зарядных станций, чтобы минимизировать затраты на подключение, с тем, чтобы каждую минуту, каждый час электротранспорт работал, а не стоял на зарядке. Собственно говоря, в регионе два года назад было всего 15 зарядных станций, а сегодня их уже 65, большинство из них быстрых. Есть все возможности стать такой компонентной базой электродвижения региона, это одна из наших задач", — рассказал вице-президент по локализации производства ООО «Автотор-холдинг» Дмитрий Чемакин.
Выставка «Комтранс 2024» показала, что российский рынок грузовых автомобилей сталкивается с множеством вызовов, от финансовых трудностей до логистических проблем. Однако, несмотря на все сложности, отечественные производители продолжают адаптироваться к новым условиям, развивают локализацию производства, внедряют инновации и ищут решения, которые позволят не только поддержать текущие потребности рынка, но и обеспечить его дальнейший рост. Стабилизация экономики, развитие инфраструктуры и переход к более экологичным технологиям могут стать ключевыми факторами, которые помогут российскому рынку коммерческого транспорта выйти на новый уровень в ближайшие годы.