Русский парадокс: «АвтоВАЗ» вновь решил поднять цены, хотя склады забиты машинами из Тольятти
На днях ценники на «жигуляторы» снова вырастут, искать какую-то разумную логику в этом бесполезно. На самом заводе и на складах его официальных дилеров (ОД) скопилось около полумиллиона тольяттинских пепелацев, их никто не хочет покупать. Все ждут падения цен, причём по иномаркам оно уже вовсю идёт. Но у госчиновников и близкого к ним бизнеса свой собственный «маркетинг».
С 12 мая 2025 года «Гранта» в базовой комплектации станет дороже на 25 тысяч рублей, «Веста» — на 37 тысяч рублей, «Нива» — на 34 тысячи рублей, «Шнива» — на 28 тысяч рублей. На сколько именно дороже станут иные комплектации не раскрывается, но ценники там вырастут более существенно. Приобрести ту же «Гранту» в «базе» нынче невозможно, так как её производство остановлено.
И запустят его только после того, как распродадут «стратегические» запасы. То есть нескоро. Получается, что в целом рост цен будет больше.
Про «Искру» до сих пор ничего не известно, информация отсутствует. Сколько будет стоит «база» и будет ли она в принципе — неясно. Пока речь идёт о чём-то вроде штучного производства, так как о заказах на данную модель ничего не слышно. Помесь «Логана» с «девяточкой» за несусветные 1,3 млн рублей или даже больше никому не нужна, особенно «вставляет» китайский планшет, который там зачем-то приделали посреди консоли. Как корове седло.
Есть все основания полагать, что «Искра» станет таким же провальным неликвидом, как «Аура». Сейчас по этой модели вроде как объявили скидки, но очень своеобразные. Стоимость топовой версии — от 2,05 млн рублей, но в кредит (лизинг) по ставке 40−50% годовых, или если вы за копейки отдадите своё авто в трейд-ин. То есть налицо чистой воды жульничество. Как несложно догадаться, желающих нет.
«Общее настроение дилерского сообщества, мягко говоря, невесёлое. Ожидание дальнейшего падения рынка. Пессимисты говорят о снижении по году до 1 млн проданных авто, то есть на 30−35%. Но кто-то верит в лучшее. Надежды связывают со вторым полугодием. Почти все уповают на ключевую ставку», — говорит глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Уповать можно на что угодно и на кого угодно, хоть на Великого Матумбу. А наш Центробанк в обозримом будущем ставку рефинансирования снижать, похоже, не собирается.
При этом майские продажи, как предрекают эксперты, скорее всего станут наихудшими в этом году. Дело не только в длинных праздниках, налицо и иные негативные факторы. Возможна обвальная девальвация рубля, ведь цены на российскую нефть резко пошли вниз, да и в целом внешнеполитическая обстановка очень неблагоприятная. Народ всё это видит и не торопится тратить деньги на автомобили. Так как завтра они могут потребоваться для пропитания.
Да и цены не радуют, особенно на продукцию «АвтоВАЗа» — её готовы покупать, но со скидками в 60−70% в зависимости от модели. За миллионы никто ничего брать не хочет, народ массово пересаживается на подержанные иномарки. Их вроде как могут попытаться запретить, однако вряд ли на это решатся — есть вероятность, что тогда запретят самих чиновников.
Какой смысл в такой ситуации поднимать цены? «Ростинфляции и производственных затрат» это, наверное, плохо, однако толку от того, что всё подорожало, когда ничего не продаётся, ровно ноль. С тем же успехом можно переписать ценники на долларовые — «Гранта» за миллион «зелёных», «Веста» — за два, тоже «грина». Как не покупали, так покупать и не будут.
Майские праздники на «АвтоВАЗе», вероятно, продлят до конца месяца, ведь постоянно работать только на склады конвейер не может. А дальше?
«На период майских праздников импортеры и дилеры предлагают клиентам специальные условия приобретения автомобилей для стимулирования спроса. Размер скидок составляет до 30%, в денежном выражении это до 1,1 миллиона рублей в зависимости от бренда, модели и года выпуска. Скидочные программы не сокращаются. Во втором квартале 2025 года скидки сохранятся, но как только склады будут разгружаться, а спрос расти, дисконты закончатся», — рассказывает директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров.
Как недавно признал Сергей Целиков, склады с начала года совсем не разгрузились. Там, по меньшей мере, столько же авто, сколько было в январе. А то и больше, так как у «АвтоВАЗа» производство намного превышало продажи.
Руководство автосалонов говорит про скидки, скидки — это хорошо. Только на иномарки? А ведь у официальных дилеров завода из Тольятти тоже некоторым образом беда, к тому же на фоне падения цен на китайские машины их товар становится неконкурентоспособным. «Веста» за 1,8−2 млн рублей уже проигрывает массе авто из КНР, да и «Гранту» (реально от 1,1 млн рублей) тоже вовсю догоняют.
Скидки на «жигуляторы» давать придётся, иначе никак. На складах полно машин 2024 года выпуска, их точно нужно продавать с дисконтом. Иначе просто сгниют.
Как можно в этой ситуации повышать цены? Дилерам становится просто невыгодно брать что-либо в Тольятти, так как это тупо не продать. Получается, что завод разрушает свою дилерскую сеть. Зачем?
Вопросов вообще масса, однако задавать их нужно не главе «АвтоВАЗа» Максиму Соколову, а тем, кто стоит выше него. Он так, пешка, исполнитель. Завод государственный, его политику определяют в правительстве, конкретно — в Минпромторге. Чего именно там добиваются? Чтобы Россия лишилась последнего своего автозавода?