Штрафы на дорогах: На «платниках» везде стоят капканы
Рост ценников за платные трассы — в том числе на те, которые ранее были бесплатными — серьёзно повышает социальное напряжение в российском обществе. В прогоне за прибылью владельцы дорог идут за помощью в правоохранительные органы, но перспектив у подобного «закручивания гаек» нет. Как показали события начала лета, в случае возникновения мало-мальски напряжённой ситуации чиновников и их подельников-бизнесменов никто защищать не станет.
На «платнике» М-12 «Восток» ГИБДД по заказу ГК «Автодор» провела показательный рейд по выявлению водителей, скрывающих номерные знаки. Магистраль оснащена оборудованием для так называемого безбарьерного взимания платежей, камеры читают и распознают номерные знаки, и владельцам транспортных средств приходят счета. Гаишники поймали дюжину водителей, которые намеренно маскировали знаки, а также десяток тех, у кого ГРНЗ плохо читались.
Всем выписывали часть 2 статьи 12.2. КоАП РФ, где наказание — от штрафа 5 тысяч рублей до лишения водительских прав на 1−3 месяца. Страшно? Смотря для кого. В РФ уже несколько миллионов человек ездят вообще без документов, в провинции это — обычное дело. У кого-то водительское удостоверение отняли, а у иных его никогда и не было. Так как далеко не у всех есть деньги на взятки.
Ситуация с правами и ездой без оных настолько напряжённая, что в прошлом году был принят закон, который вводит уголовную ответственность за это. Но почему-то только для «лишенцев» и только за повторное нарушение. Тех, у кого прав никогда не было, как и ранее оштрафуют на 5−15 тысяч рублей и отпустят. То есть выпишут штраф, а будет ли он оплачен — не факт.
В регионах с деньгами у народа ситуация очень скверная, если не сказать больше. Чаще всего с человека взять просто нечего. Карточка у него, конечно, есть, но кредитная, а там деньги чужие, банка. Списывать их без согласия человека нельзя, это уголовное преступление.
Почему начали с М-12? Наверное, потому, что она дико дорогая и проходит по не очень-то благополучным регионам. От Москвы до Владимира — 1400 рублей, от Владимира до Арзамаса — 1420 рублей. Да и в Подмосковье всё дорого, проезд Москва — Орехово-Зуево (65 километров) — 585 рублей!
«В России платные дороги безумно дорогие. 415 километров до Арзамаса за 3 тысячи рублей — это запредельный тариф. Дорога из Москвы до Краснодара окупается на машине только в том случае, если в авто едут четыре человека, в противном случае дешевле долететь самолетом. Часто дополнительной пользы от такой дороги нет, потому что если на питерской трассе хотя бы можно ехать в достаточно комфортном для трассы скоростном режиме в 130 километров в час, то зачастую на остальных дорогах введены не самые рациональные ограничения — типа 110 километров в час и меньше.
Конечно, с таким тарифом до Владимира смысла ехать на машине нет никакого, потому что электричка гораздо дешевле, и такие тарифы не способствуют росту туристического потока. И многие из платных трасс — это не самые хорошие дороги, мягко говоря", — отметил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
По данным опросов НАС 60% граждан РФ против платных дорог в принципе, так как всё понимают — с нас в прямом смысле этого слова дерут три шкуры. Дорожный налог на каждое ТС, неважно, эксплуатируется оно или нет — это раз. Деньги эти, как несложно догадаться, положено тратить на поддержание дорог. Акцизы с топлива, это два, данные средства также предназначаются для поддержания трасс. И, наконец, с нас хотят ещё какую-то там плату — за километры дорог, построенных на средства госкомпании «Автодор». То есть за казённые средства, за государственные!
«Пришёл штраф за не уплату проезда по платной дороге, но я там не ездил (а)» — типичная проблема современного российского водителя. Оспорить данный штраф непросто, нужны «железобетонные» доказательства того, что вас там тогда не было. Например, билет на самолёт (поезд) или счёт за гостиницу в другом регионе (стране). Иначе ничего не получится.
А вот оспорить счёт, выставленный вам ГК «Автодор» за чужую машину, и вовсе практически нереально. Вам будут звонить и звонить, угрожая штрафами, и требовать денег. К слову, так нынче не поступают даже коллекторы.
«Автоинформирование о задолженности, зафиксированной по государственному регистрационному номерному знаку (ГРНЗ) транспортного средства (ТС) за проезды по платным участкам Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и автомобильной трассы М-12 «Восток» (М-12), в том числе направление информационных писем и претензий пользователям, относится к компетенции ООО «Единый оператор» (ЕО).
Для удаления Ваших персональных данных из системы автоинформирования о задолженности по ГРНЗ ТС, которое Вам не принадлежит, за проезды по платным участкам ЦКАД, М-12 Вам необходимо самостоятельно обратиться в ЕО", — такие письма ООО «Автодор — Платные дороги» рассылает в ответ на все претензии.
Дозвониться в этот ЕО нереально, вариант один — ехать по указанному адресу. То есть тратить минимум целый рабочий день, причём без какой-либо гарантии того, что там вами займутся. По сути, налицо самое настоящее вымогательство.
«Автодор» в свою очередь переводит стрелки. Дескать, мы тут ни при чём, фейковые СМС.
«Если вам приходит сообщение, что у вас есть задолженность за проезд по платной трассе, ни в коем случае не переходите по ссылке для её погашения. Зайдите на официальный сайт «Автодора», вбейте номер автомобиля и убедитесь, есть у вас какая-либо задолженность или нет. Если вы регулярно ездите по платным трассам, можно приобрести транспондер — это более выгодно, потому что можно проехать со скидкой, и точно исключает какое-либо мошенничество, потому что деньги будут автоматически списываться во время проезда по платному участку.
Из общего количества тех, кому рассылаются сообщения, какое-то количество людей действительно ехало по платной трассе. Они попытаются оплатить проезд, потому что на ЦКАД и на ряде других платных трасс безбарьерная система: ты проехал и в течение пяти дней должен внести плату за это самостоятельно. То есть через какое-то время водителю действительно может прийти уведомление о задолженности", — вещает некий юрист Иван Соловьев.
Однако никаких СМС от жуликов нет, есть обычный информатор «Автодора», который отсылает вас на официальный сайт компании. Кстати, не стоит проверять там задолженность, вбивать свой номер телефона и получать СМС-уведомление — как говорят правоведы, таким образом вы косвенно подтверждаете, что имеете некое отношение к данному ТС.
«На подобное жульническое информирование нужно банально «забивать». Если вы не являетесь владельцем ТС, то выставленный вам штраф незаконный по определению. По такой логике можно кого угодно заставлять платить за что угодно, а это будет полным правовым беспределом. А вот на постоянные звонки можно и даже нужно написать жалобу — в Прокуратуру, Следственный Комитет и даже в ФСБ. Налицо попытка получения средств преступным путём и у вас, как у честного гражданина, есть все основания предполагать, что таковые могут быть и использованы на преступные цели.
Жалобы фиксируются, и если таковых станет поступать много и/или они будут регулярными, эффект будет. Просто при их помощи одни начальники попытаются подсидеть других. Вам-то всё равно, был бы эффект", — объясняет совладелец столичной юридической фирмы Александр.
Кто-то, увы, платит, и уже постфактум узнаёт, за что именно он отдал деньги. «Автодор» предусмотрительно не раскрывает информацию о том, кто и где, якобы, ехал.
Среди «уловок» чудесной госкомпании также как бы путаница с классами машин. Если есть такая возможность, с вас попытаются содрать побольше.
«Автодор то присваивал машине 1-й класс, то 2-й! Когда платил налом, операторы всегда спрашивали высоту машины и куда-то звонили», — жалуется владелец старенького внедорожника.
Оспорить подобную «ошибку» можно только лично явившись на приём в данное отделение «Автодора», которое выписало счёт. Предъявить СТС, в котором указан класс авто, и вам счёт исправят. Наверное… Но в минусе в любом случае масса потерянного времени и горючее на дорогу. Этим и пользуются, проще заплатить, чем ругаться.
При этом если вам приходит счёт от «Автодора» вовсе не факт, что деньги поступят в эту компанию. Как известно, многие трассы «взяты в аренду» олигархическими структурами, причём информация есть не про все дороги. Такими темпами мы все вскоре станем платить за каждый километр. Впрочем, дальнобойщики уже платят — «Платон» приносит известной семейке сверхприбыли.