Стало понятно, какие китайские автомобили, со всеми вытекающими, первыми сделают нам ручкой
Ряд китайских производителей автомобилей могут вскоре покинуть российский рынок, точнее, данный процесс уже начался. С одной стороны, разоряются российские автосалоны, которые явно переоценили ёмкость рынка и покупательную способность населения. С другой — продажи отдельных марок очень незначительные, и заводам из Поднебесной такой бизнес просто неинтересен.
Более 4150 автосалонов по стране на 1,6 млн новых машин, проданных в 2024-м, это как-то маловато — в среднем по 400 в год или 30 штук в месяц. А ведь нужно и зарплаты персоналу платить, и аренду, и «коммуналку», да и прибыль бизнесу положено какую-никакую приносить.
В 2025-м всё будет гораздо печальней, согласно прогнозам продажи упадут минимум вдвое, то есть до условных среднестатистических 15 авто в месяц. Согласно данным «Газпромбанк Автолизинг» в 2024-м, на растущем рынке, прогорело 449 шоурумов китайских автобрендов, что в 2,4 раза больше, чем годом ранее. Правда, новых автосалонов с транспортными средствами из КНР появилось аж 964 единицы, но тут темп всего плюс 50%. Тенденция очевидна.
«В России по итогам 2025 года может закрыться 10% дилерских центров. Многие компании получили убытки и не смогут продолжить операционную деятельность», — считает президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Очень осторожная оценка. Но проблема отнюдь не в шоурумах, чёрт бы с ними. Не тот, так другой. Может стать так, что уже ни тот, ни другой — китайский бренд ушёл из России.
Такое уже случалось, в 2022-м Lifan — один их пионеров и долгожителей российского авторынка — внезапно «сделал всём ручкой». Владельцы машин остались и без гарантии, и без запчастей тоже. Быть может, для рынка Поднебесной их и выпускают — фирма жива, это теперь филиал Geely, производятся авто под брендом Livan — но в РФ никто ничего не везёт. Это просто никому не надо.
Соответственно, все легковушки и кроссоверы Lifan сейчас лютый неликвид — их не продать, так как эксплуатировать сие невозможно. Если кто забыл, ещё несколько лет назад это был самый популярный китайский автомобильный бренд в России, их продали более 160 тысяч единиц. Кто следующий?
«Российский рынок покинут как минимум три бренда — Foton, SWM и Kaiyi. Из-за особенно низкого спроса на упомянутые марки дилерам приходится искусственно занижать цены, чтобы их продать, что приводит к убыткам. Несколько марок имеют низкие объемы продаж, что делает их присутствие на российском рынке нецелесообразным, но официально пока никто из них не заявил об уходе», — говорит директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.
Что будет с гарантией и запчастями? Тот же «Рольф» вроде как собирается «сохранять гарантийные обязательства перед клиентами», что, бесспорно, похвально. Но тут вот какая заковырка: сохранять, конечно, можно, однако в отсутствии запчастей обязательства эти превращаются в вечные и бесконечные. Сломалось что-то, например, на пробеге 70−80 тысяч километров сдох «робот», сие является гарантийным случаем — ждём-с у моря погоды. Пока рак на горе не свистнет.
Тройка лидеров российского рынка китайских авто, а то и вся пятёрка, понятное дело, никуда не денутся, хотя и тут возможны неприятные «нюансы». Помимо основных брендов у компаний-производителей из Поднебесной есть и суббренды, ряд из них в РФ «не взлетел». И их продажи вполне могут свернуть. Со всеми вытекающими последствиями.
Ситуацию усугубляет и общая неопределенность с «официальностью» поставок из КНР. В том случае, если продажи и обслуживание тех или иных авто прекратятся, найти крайнего просто не получится. По причине санкций автопрома Китая на рынке РФ де-юре как бы нет, купленные в КНР авто везут сюда исключительно российские компании. А там им продают только то, что «положено», купить многие модели и модификации невозможно.
Аналогично с запчастями, вывозить разрешают отнюдь не всё, есть и «квоты». Оно и понятно — приоритетными рынками являются США и Евросоюз, а России достаётся то, что завалялось на складах. По остаточному принципу. Ничего личного — просто бизнес. В котором наша страна стоит с протянутой рукой.
А китайцы не церемонятся. Нет продаж — поставок не будет! В Питере ликвидируются автосалоны бренда Skywell, никакой информации о том, какое будущее ждёт владельцев этих гибридов и электромобилей, нет. Судя по всему, никакое. С самой компанией-производителем Skyworth Auto всё хорошо, но к России данная информация имеет не более чем опосредованное отношение.
С электромобилями в России вообще всё плохо, их и так практически не покупали, а теперь ещё и ввозные пошлины выросли сразу более чем в 20 раз. Эти бренды стопроцентные «покойнички». Но, увы, не только. Причём пушистый северный зверь может, как он это любит, подкрасться незаметно.
Продукции Haval, Chery, Geely и Changan, наверное, опасаться не стоит, тут вероятность «сюрпризов» минимальная. Получается, что брендозависимость в нынешних условиях для потребителя является благом, искать «новые интересные варианты» в наше время не стоит.
С автосалонами — так называемыми «дилерами» китайских машин — тоже стоит был предельно осторожным. Выбирать тех, кто точно не собирается помирать, а именно самых крупных и надёжных. В противном случае также можно нарваться на «нюансы».
«Я покупал свой Geely Coolray в марте 2022 года, у дилера в Подмосковье. Год назад переехал в столицу, но на обслуживание вынужден ездить только туда, два-три часа в одну сторону. Больше нигде не берут. Дескать, у кого купили, тот пусть отвечает по гарантии и делает официальное обслуживание, мы тут ни при чём. За ТО-50000 отдал 40 тысяч рублей — просто за замену масла и масляного фильтра. Сейчас закончится гарантия, буду обслуживаться на обычной СТО, в десять раз дешевле», — рассказывает москвич Кирилл.
Странные вещи творятся на российском рынке автомобилей…