Введения массовой проверки ОСАГО по дорожным камерам: какие будут последствия для водителей? Автомобильный портал 5 Колесо
Как внедрение проверки ОСАГО через дорожные камеры может помочь решить несколько важных социальных проблем рассказывает Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр»
С 1 ноября 2025 года в России должен быть запущен эксперимент, который обещает перевернуть отношение к обязательному страхованию: дорожные камеры автоматически сопоставят номера автомобилей с реестром страховщиков, и при отсутствии полиса ОСАГО автовладелец получит предупреждение в «Госуслугах». В случае неоднократного нарушения или игнорирования предупреждений скорее всего введут штрафы.
Почему именно сейчас появилась идея массовой автоматической проверки полиса ОСАГО ?
Первоначально запланированный на 1 марта 2025 года проект отложили до начала ноября текущего года, чтобы избежать технических накладок при интеграции баз данных. Российский союз автостраховщиков (РСА) уже не первый год инвестирует в цифровизацию учета полисов, и благодаря этим усилиям теперь камеры легко получат доступ к единому реестру системы городского видеонаблюдения. Речь идет об использовании существующих систем фото‑ и видеофиксации, никакой дополнительной техники на обочинах ставить не будут, достаточно доработать программное обеспечение.
Что это значит для автовладельцев?
Во‑первых, исчезнет привычная «лазейка» для тех, кто сознательно экономит на страховке. До 10 % незастрахованных авто на дорогах – не абстрактная цифра, этот показатель напрямую связан с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий без выплаты компенсаций пострадавшим. С введением автоматической проверки недобросовестные водители уже не смогут «отделаться» устным предупреждением от инспектора при отсутствии страховки.
По оценкам Российского союза автостраховщиков, от 7% до 10% автовладельцев в России не имеют действующего полиса ОСАГО. Это приводит к тому, что добросовестные водители вынуждены самостоятельно добиваться компенсации ущерба в случае ДТП. Кроме того, отсутствие ОСАГО у одного из участников аварии исключает возможность использования Европротокола, что затрудняет оформление ДТП и создает дополнительные заторы на дорогах.
Экономический эффект для страхового рынка очевиден
На первом этапе эксперимент носит предупредительный характер, но уже на втором, когда технические сбои будут устранены и алгоритмы «поумнеют», уведомления сменятся административными штрафами. По грубым оценкам, при условии сохранения средней стоимости полиса ОСАГО в районе 6–8 тысяч рублей, количество незастрахованных автомобилей может снизиться до 5 %.
По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), средняя стоимость годового полиса ОСАГО в первом квартале 2025 года снизилась на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составила 7 511 рублей. Средняя выплата по ОСАГО выросла на 14,3% и достигла 106 926 рублей. При этом для владельцев мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов с 17 апреля 2025 года вступили в силу изменения в расчете страховой премии при заключении договора ОСАГО. Для мотоциклов теперь будут использовать коэффициент мощности, который раньше применялся только к легковым автомобилям. Для мототехники этот коэффициент будет выше. Также появятся отдельные значения для возраста и стажа водителей. Для опытных и возрастных мотоциклистов они будут ниже, а для молодых и неопытных – выше. Главная причина этих изменений – рост числа аварий с участием мотоциклов. За последние годы ущерб от таких ДТП увеличился на 32%.
Скептики не без поводов могут бить тревогу
Как заявляют в Российском союзе автостраховщиков более поздние сроки предполагаемого введения проекта связаны с технической неготовностью IT-системы ГИБДД для реализации данной инициативы. Ведь любой «пропущенный» автомобиль или, наоборот, ошибочное «опознание» может привести к волне обращений в техническую поддержку. Автовладельцы уже предвкушают очереди в ГИБДД из-за «необоснованных» уведомлений. Чтобы этого избежать, операторы «Госуслуг» обещают расширить штат и улучшить сам сервис подачи обращений: жалобы и пояснения можно будет подавать онлайн, а модераторы будут в приоритете проверять случаи «ложной тревоги».
Во‑вторых, не все камеры обладают одинаковым «зрением». Некоторые старые комплексы плохо считывают номера в трудных погодных условиях, а новые – слишком резво делают снимок, буквально «за доли секунды». Здесь страховщики и дорожные службы должны заранее заложить алгоритмы верификации: например, двойную проверку по другой камере или привлечение искусственного интеллекта для повышения точности.
И, наконец, этическая сторона. В эпоху больших данных автоматизированный контроль уже не новость: от камер распознавания лиц в городах до трекеров перемещения мобильных телефонов. Правда, личные данные, такие как ФИО, серия и номер полиса сохраняться не будут– перекрестная проверка идет по зашифрованным регистрационным номерам. Тем не менее политика прозрачности и защиты конфиденциальности здесь критически важна.
Система, вероятно, начнет работать сразу в полном объеме. Для этого нужно внести поправки в КОАП, которые уточнят применение штрафных санкций к нарушителям. Уже с 1 ноября в КОАП нужны действующие положения, чтобы было ясно: штраф применяется один раз и накладывается на владельца автомобиля.
Источник: 5koleso.ru