Устройство и диагностика датчика уровня топлива
Датчик уровня топлива – это устройство, которое необходимо для определения степени заполненности топливного резервуара (на автомобиле – топливного бака). А так же косвенного контроля расхода бензина, дизельного или другого вида топлива, являющимися одними из основных эксплуатационных параметров автомобиля. Визуализированное представление показаний датчика отображается при помощи соответствующего указателя, оба этих элемента связаны между собой.
Содержание статьи:
Принцип действия
Датчик передает сигнал, которому соответствует определенный уровень топлива в баке, на указатель. В зависимости от типа сигнала, выделяют аналоговые и цифровые датчики. Первый тип датчиков на сегодняшний день мало распространен из-за высокой степени их недостоверности. Цифровой датчик уровня топлива преобразует аналоговые данные в цифровой формат, а затем выдает выходное значение с учетом поправки на неравномерность распределения топлива в баке, а также на геометрические особенности резервуара. По сравнению с аналоговым, это устройство обладает гораздо меньшей погрешностью измерений.
Поплавковые измерительные устройства
В современных автомобилях уровень бензина или дизельного топлива измеряется при помощи цифровых потенциометрических (поплавковых) устройств. В таких системах положение поплавка, изготовленного из пенопласта, легкого металла или пластика, задает значение уровня горючего в топливном баке.
Такая схема обладает целым рядом преимуществ:
- простота устройства;надежность в эксплуатации;невысокая стоимость.
К недостаткам можно отнести подвижность контактов, что может приводить к их окислению и износу.
По конструкции различают два вида поплавковых датчиков:
- рычажные;трубчатые.
Особенности устройства
В рычажном варианте поплавок через металлический рычаг соединен с реостатом. Когда уровень топлива в баке изменяется, поплавок перемещается. Это приводит к повороту рычага, связанного с подвижным контактом реостата. Сопротивление последнего меняется, что влечет за собой изменение значения, отображаемого на указателе уровня топлива. Рычажная конструкция является универсальной и может быть использована в топливных баках любой геометрической формы.
Трубчатый датчик уровня топлива работает следующим образом. Поплавок перемещается по направляющей, расположенной внутри трубки. Параллельно направлению движения поплавка проложены провода с контактными кольцами, замыканием которых поплавок фиксирует соответствующее значение уровня топлива.
Основным достоинством такой схемы является стабильность ее показаний при подъемах, спусках и поворотах автомобиля, когда происходят колебания уровня горючего.
Однако ее использование ограничено геометрической формой топливного бака.
Альтернативные виды топлива
Как уже было отмечено, рычажные и трубчатые системы могут применяться для бензина или дизеля, но, к примеру, для этанола, метанола, биодизеля они совершенно не подходят. Контакт этих видов топлива элементами датчика приводит к быстрому выходу последних из строя. В подобных случаях применяются бесконтактные датчики уровня топлива, например, неактивные магнитные датчики положения, в которых конструктивные элементы герметично изолированы от внешних агрессивных воздействий. В них также используется поплавок, соединенный с магнитом. Магнит движется по сектору, на котором расположены металлические пластины различной длины. В зависимости от величины передаваемого сигнала, определяется величина уровня топлива в баке.
Наиболее распространенные неисправности
Очевидно, что определить неисправность датчика уровня топлива можно только косвенным путем – через нарушения в работе указателя уровня топлива. Наиболее часто встречающимися неисправностями являются:
- Постоянные колебания показаний контрольного прибора вызываются износом контактных дорожек платы прибора вследствие перемещения по ним бегунка. В случае если площадь износа невелика, можно подогнуть бегунок таким образом, чтобы он не касался стертого места.
Стрелка указателя находится на нуле при заполненном баке. Вероятной причиной этой неисправности является неправильное положение ограничителя хода поплавка.При включенном зажигании стрелка указателя неподвижна. К этому приводит перегорание предохранителя, повреждение проводов или закисание их наконечников.Стрелка, дергаясь, постоянно падает на ноль. В этом случае необходимо проверить контакт токосъемника с потенциометром, а также целостность обмотки потенциометра.Не работает лампочка, сигнализирующая о низком уровне топлива. Как правило, это связано с неисправностью потенциометра, который, скорее всего, потребует замены.Недостоверные показания о заполнении топливного бака могут возникать в результате нарушения герметичности поплавка.
Снятие
Во многих описанных выше случаях для проверки или ремонта датчика уровня топлива его необходимо снять, а затем установить на место. Процедура снятия проводится в следующем порядке.
- Для бензинового автомобиля обязательно нужно снять минусовую клемму аккумуляторной батареи.Обеспечить доступ к датчику в зависимости от того, где он установлен – выгрузить содержимое и снять обивку багажника или демонтировать подушку заднего сидения.Если сверху датчика установлена предохранительная пластина, нужно выкрутить крепежные болты и снять ее.Очистить датчик уровня топлива и поверхность бака возле него от пыли и грязи.Отсоединить подходящие электрические провода (рекомендуется их предварительно промаркировать).Открутить болты крепления топливного датчика к баку и осторожно извлечь его во избежание повреждений элементов конструкции. В ряде случаев перед извлечением нужно будет открутить пластмассовую крышку.
Установка
Перед тем как обратно установить датчик уровня топлива, необходимо выполнить следующие операции.
- Произвести очистку посадочного места от старого герметика.При наличии новой прокладки установить ее на посадочное место, совместив отверстия под крепежные болты. Для автомобилей солидного возраста (10 лет и более) с новой прокладкой рекомендуется использовать герметик.Сборка осуществляется в порядке обратном снятию.После сборки проверить показания на индикаторе уровня топлива.Проехать 30-50 км, снова обеспечить доступ к топливному датчику и проверить наличие запаха горючего и утечек.