Увеличился расход масла в двигателе: причины и диагностика
Современный двигатель устроен таким образом, что определенный расход моторного масла вполне допускается и является нормой. Важно, чтобы такой расход не превышал допустимых показателей, которые определяет производитель автомобиля! Если двигатель расходует масло выше нормы, это указывает на наличие определенных проблем.
Среди основных причин увеличения расхода масла можно выделить следующие:
- моторное масло не соответствует требованиям и допускам производителя двигателя;
- система смазки потеряла герметичность, происходят утечки моторного масла;
- возникли проблемы с двигателем (задиры в цилиндрах, маслосъемные колпачки и т.д.);
- эксплуатация двигателя в тяжелых условиях, высокие обороты, предельные нагрузки.
В процессе эксплуатации автомобиля важно следить за расходом масла, так как заметные отклонения от нормы или явный «масложор» двигателя четко указывают на необходимость проведения углубленной диагностики и/или ремонта.
При этом игнорировать проблему и ограничиться банальным доливом масла нельзя, так как ряд неисправностей имеет свойство прогрессировать, в результате чего двигатель и его отдельные системы могут полностью выйти из строя или потребовать дорогостоящего восстановления.
По этой причине важно знать, почему увеличился расход масла в двигателе, в результате чего начался «масложор», а также что делать, если двигатель начал есть масло. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Какой расход масла в двигателе допускается
Перед тем, как рассмотреть вопрос, почему двигатель «жрет» масло, нужно разобраться, допускается ли расход масла в принципе. Начнем с того, что определенный расход смазки в процессе эксплуатации автомобиля вполне допустим. Такой расход называется расходом масла на угар. Нормы расхода масла в двигателе определяет сам производитель того или иного двигателя автомобиля.
Если коротко, то для многих новых двигателей вполне нормально расходовать до 100 грамм масла на 1 тысячу километров пробега. Расход масла будет зависеть от типа мотора (бензин, дизель), условий и особенностей эксплуатации, а также степени форсирования (атмо или турбомотор).
Например, полностью исправный бензиновый атмосферный мотор с минимальным износом или без такового может расходовать около 20-30 грамм на 1 тыс. км. пробега, в то время как турбомотор с аналогичным рабочим объемом будет расходовать уже 60-80 грамм.
По мере износа мотора также будет неизбежно увеличиваться расход масла. При этом такой расход все еще может оставаться в пределах допустимого и увеличиваться постепенно. Как правило, критическим расходом масла можно считать показатель 800-1000 грамм масла на 1 тыс. км пробега для атмосферных двигателей и расход около 1800-2000 грамм на 1 тысячу км. пробега для турбированных ДВС.
Кстати, дизельные моторы нередко расходуют немного больше масла на угар, чем бензиновые, однако расход масла в норме также должен быть не выше 50-80 грамм на тысячу километров. Это значит, что если дизель расходует около 2 литров масла на 1 тыс. км. пробега, этот показатель также можно считать критическим.
Если суммировать, можно прийти к следующим выводам: расход от 400 грамм до 1 литра масла на 10 тыс. км. пробега по ряду причин считается допустимым. Если приходится доливать больше 1 литра на 10 тыс. км пробега, это указывает на определенные проблемы с мотором и/или его системами, нужно принимать меры. При этом есть все шансы, что двигатель еще походит.
Если же расход приближается к 2 литрам масла и более, при этом нет явных течей, в подавляющем большинстве случаев износ мотора критический, нужно делать капитальный ремонт или устанавливать контрактный мотор.
Почему расход масла большой: причины
Разобравшись с нормами расхода масла в двигателе, перейдем к основным причинам, по которым увеличивается расход смазки и мотор есть масло выше нормы. Сразу отметим, что о банальных наружных течах через масляный фильтр, клапанную крышку, прокладки, сальники и уплотнители мы говорить не будем, так как проблему достаточно просто определить и локализовать при визуальном осмотре силового агрегата.
Если же мотор снаружи сухой, но масло расходуется, первое, на то следует обратить внимание, это особенности эксплуатации автомобиля и нагрузки на двигатель. Часто бывает так, что водитель, например, в зимний период, ездит только по городу, не раскручивая двигатель до высоких оборотов. В таких условиях расход масла будет небольшим или может вовсе отсутствовать. Однако при езде по трассе с высокими оборотами, при перевозке тяжелых грузов, буксировке прицепа или других авто и т.п. расход масла заметно увеличивается.
Иногда в подобных случаях расход масла может вырасти значительно, например, с отметки в 100-150 грамм до 1 литра и больше на 10 тыс. км. Так вот, увеличение расхода в этом случае вполне допустимо. Главное, чтобы мотор не ел масло выше допустимой нормы (даже с поправкой на его возможный износ). Если же двигатель начал жрать масло без нагрузок и других видимых причин, следует обратить внимание на следующие возможные неисправности, которые мы рассмотрим ниже.
- Масло не подходит для двигателя по качеству, допускам, вязкости, свойствам и т.д. В подобной ситуации повышенный расход масла может быть напрямую связан с самой смазочной жидкостью, а не с двигателем или его системами. Например, если масло слишком текучее (маловязкая синтетика) могут возникать протечки через сальники и уплотнители, также увеличивается расход масла на угар. То же самое можно сказать относительно слишком вязкого масла (низкокачественная полусинтетика или минеральные масла).
В первом случае, когда масло жидкое, заметно возрастают риски масляного голодания и недостаточного давления в системе смазки, мотор сильно изнашивается, также страдает выпускная система в результате активного попадания несгоревшего моторного масла в выпуск. Во втором случае, когда масло густое и сильно расходуется на угар, двигатель активнее коксуется, растет давление в системе вентиляции картерных газов и т.д.
Также важно, чтобы масло в двигателе было свежим и менялось своевременно. Замену масла желательно делать только по моточасам или, в крайнем случае, по пробегу. Дело в том, что присадки, которые содержатся в моторном масле, имеют ограниченный срок службы, сама смазочная жидкость загрязняется продуктами износа мотора, горения топливной смеси в цилиндрах и т.д. В результате свойства масла могут сильно измениться, что приводит к его сильному расходу на угар.
При этом езда на неподходящем по свойствам или старом масле приводит к залеганию поршневых колец, образованию нагара на клапанах и поршнях. Результат – двигатель сильно загрязняется и еще больше начинает расходовать моторное масло. Чтобы решить проблему, нужно делать раскоксовку, промывать систему смазки или разбирать двигатель для механической очистки, после чего использовать только подходящие масла и своевременно выполнять их замену.
- Проблемы с сальниками клапанов (маслосъемными колпачками) — еще одна причина масложора. Со временем маслосъемные колпачки «дубеют», то есть теряют эластичность. В результате масло просто стекает масло по втулкам клапанов и попадает в камеру сгорания, где активно расходуется на угар.
Если двигатель не изношен и нет других более серьезных проблем, можно попробовать присадки для восстановления маслосъемных колпачков, которые направлены на восстановление эластичности резиновых элементов. Подобные продукты представлены в каталогах многих производителей, что позволяет подобрать лучший вариант.
К сожалению, как показывает практика, хотя в отдельных случаях присадка позволяет уменьшить расход масла, данная мера временная. Размягчение сальников клапанов не позволяет полностью восстановить свойства резины. Следует помнить, что через относительно небольшой промежуток времени все равно будет необходимо выполнять замену маслосъемных колпачков.
- Общий износ двигателя, задиры в цилиндрах, загрязнение мотора, залегание поршневых колец, износ или их разрушение. В подобной ситуации каких-либо вариантов уменьшения расхода масла не существует. Например, никакие раскоксовки и присадки не помогут восстановить функциональность колец или убрать глубокие задиры на поверхностях зеркала цилиндров. Также не имеет смысла менять масло, переходить на более вязкие моторные масла и т.д.
Если в двигателе есть задиры, любое моторное масло будет оставаться на стенках цилиндров в больших количествах и активно выгорать. Единственное правильное решение в подобной ситуации — капитальный ремонт двигателя или замена двигателя на контрактный мотор, который находится в лучшем состоянии. При этом важно помнить, что покупка двигателя контрактника не всегда является лучшим решением, так как есть риски купить контрактный двигатель с сильным износом.
Что еще влияет на расход моторного масла
Большой расход масла в двигателе также может быть вызван косвенными и неочевидными причинами. К одной из таких причин можно отнести сбои в работе системы топливоподачи (например, если ЭБУ слишком сильно обогащает смесь), а также проблемы со сгоранием смеси в цилиндрах (пропуски зажигания и т.п.). Так или иначе, лишнее топливо в цилиндрах активно смывает масляную пленку со стенок, расход масла увеличивается.
Также некоторые водители отмечают, что моторное масло может сильнее расходоваться на угар в том случае, если двигатель долго работает в режиме холостого хода. Это происходит в результате образования толстой масляной пленки на стенках цилиндров в результате низкого давления при долгой работе мотора на ХХ, то есть без нагрузки. Указанная масляная пленка активно выгорает, что и приводит к повышенному расходу масла.
Рекомендуем также прочитать статью о том, каким должен быть уровень масла в двигателе, а также на какие особенности нужно обращать внимание при корректировке уровня масла. Из этой статьи вы узнаете, почему нельзя допускать снижения уровня масла, а также чем опасен высокий уровень масла в двигателе.
Как известно, угар масла повышается в результате роста давления картерных газов. При этом рост давления картерных газов не всегда связан с износом ЦПГ двигателя. Часто виновником проблем оказывается клапан системы вентиляции картерных газов, еще может забиваться фильтр очистки картерных газов и т.д. Указанные элементы нужно проверять, чистить или менять. После нормализации вентиляции картера проблема масложора двигателя также полностью решается при условии отсутствия других причин.
Еще в списке других возможных причин следует отметить связь масложора с неисправностями турбины. На некоторых двигателях турбокомпрессор в результате износа может гнать масло, также турбина может быть причиной роста давления в картере, что также повышает расход смазочного материала.
Еще расход масла может увеличиваться по причине перегрева двигателя или проблем с прокладкой ГБЦ. Например, если через прокладку масло попадает в систему охлаждения, уровень масла в двигателе понижается, при этом в антифризе появляются маслянистые пятна. В каждом конкретном случае важно локализовать проблему, после чего переходить к доступным способам ее устранения.
Что в итоге
Как видно, если бензиновый мотор расходует масло или дизель «жрет» масло выше нормы, нужно как можно скорее определить причину. Иногда бывает так, что наружные течи малозаметны (например, текут сальники коленвала), однако именно в результате таких неисправностей происходит снижение уровня масла в двигателе.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть двигатель перед заменой масла. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужна промывка двигателя, зачем промывать масляную систему, когда нужно выполнять данную процедуру, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.
Если же следов наружных утечек нет, при этом двигатель дымит сизым дымом (данный признак не всегда можно выявить), нужна углубленная диагностика как самого силового агрегата, так и его систем. При этом большой расход масла на угар не всегда указывает на проблемы с силовым агрегатом.
В отдельных случаях неправильно подобранное или контрафактное моторное масло начинает активно угорать, что и приводит к повышенному расходу масла. Важно как можно скорее удалить такое масло из системы смазки, выполнить промывку двигателя перед заменой масла, после чего залить полностью подходящий по всем допускам и параметрам смазочный материал.