Заливаем в раздатку правильное масло
Раздаточная коробка передач, как и любой механизм, в конструкции которого имеются трущиеся пары, требует периодической замены масла. Поскольку устройство и принцип работы раздаточных коробок могут значительно отличаться, следует внимательно подойти к выбору трансмиссионной жидкости. Рассмотрим, как осуществляется замена масла в раздатке своими руками.
Содержание статьи:
Классификация масел
Основные виды классификации трансмиссионных масел:
- SAE J306 – вязкостная классификация масел для механических коробок передач, раздаток, ведущих мостов. Показывает, насколько вязкость трансмиссионной жидкости зависит от изменения температуры. Современные технологии производства смазочных материалов позволяют избавиться от такого понятия, как сезонные масла. Буква W в обозначении масел по SAE говорит о том, что смазка всесезонная. Наиболее часто использующиеся в раздатках составы: 75W-90, 80W-90, 75W-85 (первое число – показатель низкотемпературной, второй – высокотемпературной вязкости);
API GL – разделение масел на класс качества, в зависимости от основных эксплуатационных характеристик составов. Показатели определяются работоспособностью ингибиторов коррозии, антиокислительных, противоизносных и противопенных присадок. Минимальный класс масел, который можно заливать в раздаточные коробки — API GL 3 (применимо только к системам полного привода Part-Time без межосевого дифференциала, так как GL 3 не рекомендуется использовать в сильно нагруженных гипоидных передачах). API GL 4 отлично подходит для раздаточных коробок как отечественных авто (Нива, УАЗ), так и для большинства иномарок (Toyota Land Cruiser 90, Mitsubishi Pajero II, Opel Frontera B и т.п.). Наивысшую оценку получают составы класса API GL 5. Именно они рекомендованы к использованию в гипоидхных передачах ведущих мостов, раздаточных коробках современных легковых автомобилей.
Некоторые производители наряду с API GL и SAE J306 указывают спецификацию MIL, которая лишь показывает соответствие масел требованиям Военного ведомства США.
Как подобрать масло
Трансмиссионку следует подбирать по климатическим условиям, в которых используется автомобиль. Если в регионе эксплуатации температура часто опускается ниже -30ºС, то рекомендованы масла с низкотемпературным показателем 70W (75W также допустим, но в особенно лютые морозы масло до прогрева будет излишне густым). В областях, где указанный температурный барьер недостижим, следует использовать 75W. Для регионов с умеренным климатом подойдет и 80W. Что касается высокотемпературного показателя по SAE, то для гражданских внедорожников и легковых автомобилей вполне подойдут значения: 80,90 (к примеру, 75W90).
Если вы хотите своими руками заменить масло раздатки, то информацию о необходимых допусках, спецификациях, заправочном объеме можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации вашей модели авто (либо сходных машинах, на которых устанавливается такой же тип раздаточной коробки).
Влияние компоновки узлов трансмиссии
Тип трансмиссионной жидкости будет зависеть не только от конструкции раздаточной коробки, но и от связки двигатель-трансмиссия. В полностью механических раздатках, у которых принцип работы сводится к перемещению скользящих муфт и изменению комбинации вращающихся шестеренок, используется простое трансмиссионное масло – API GL 4/5. Оно же заливается и в механические коробки передач, дифференциалы ведущих мостов. Но если такой же архаичный тип раздаточной коробки установлен в паре с АКПП, то вместо обычного масла следует использовать трансмиссионную жидкость для автоматических коробок передач – ATF.
Учтите, что поступать наоборот – заливать при замене в коробку автомат трансмиссионку, категорически запрещено!
Обусловлено такое требование тем, что КПП и раздатка имеют общий вал, через который и передается крутящий момент от коробки передач к ведущим осям автомобиля. Чтобы в случае износа сальника, смешивание не привело к вспениванию, загустению или образованию эмульсии, в случае замены рекомендуется в обоих узлах использовать один класс технических жидкостей. Такое же требование выдвигается и для автомобилей с МКПП, где раздатка крепится непосредственно к корпусу коробки передач.
В каких раздатках обязательно использование ATF
Использование ATF обязательно в раздаточных коробках, устройство которых предполагает блокировку межосевого дифференциала или подключение одного из ведущих приводов пакетами фрикционов. В раздатках систем TOD (Torque-on-demand), муфтах Haldex масло выполняет не только смазывающе-охлаждающую функцию, но и используется в качестве рабочей жидкости.
Каждый производитель новомодных раздаточных коробок рекомендует оригинальную жидкость ATF. Если вы покупаете аналог, то важно, чтобы продукт соответствовал допускам завода изготовителя. Общепризнанная классификация трансмиссионных жидкостей носит название Dexron. За неимением оригинальной продукции масло в раздатке можно заменить на Dexron IV Service Fill, Dexron V или Dexron VI, но обязательно следует придерживаться рекомендаций завода-изготовителя по допускам и спецификациям.
Сроки замены
Менять масло в механической раздаточной коробке передаче необходимо примерно раз в 100 тыс. км пробега. Необходимо учитывать, что ресурс сильно зависит от условий эксплуатации. Если автомобиль часто используется в условиях тяжелого бездорожья, пыльных дорог, сроки замены желательно сократить на 1/3. Сопоставимый ресурс и трансмиссионки редуктора заднего моста.
Учтите, что масло обязательно следует заменить, если вы преодолевали брод, уровень воды в котором выше расположения сапуна раздаточной коробки.
Для электронных раздаток средняя периодичность замены – 60-70 тыс. км. Также условия эксплуатации влияют и на интервалы обслуживания раздаток с электрогидравлическим приводом блокировок. Частая езда в скольжении, преодоление бездорожья ускоряют окисление масла, загрязнение продуктами износа фрикционных дисков.
Простой метод проверки
Визуальный контроль консистенции, наличия эмульсии можно оценить, выкрутив заливную пробку. Воспользуйтесь шприцом с подходящей по диаметру трубкой для забора из раздатки небольшого количества старого масла.
Советы по замене своими руками
- Замена масла в раздатке должна быть осуществлена в течение 10-15 минут после поездки продолжительность хотя бы 5-10 км. В процесс работы масло нагревается и становится жиже, из-за чего лучше сливается.На большинстве автомобилей сливные и заливные отверстия выполнены под «квадрат», поэтому для откручивания потребуется лишь трещетка либо вороток соответствующей размерности. Разумеется, это при условии, что днище не прикрыто пыльником, который перед заменой нужно будет демонтировать.Из сопутствующего инструмента, скорее всего, потребуется гидравлический шприц для технических жидкостей. В некоторых авто использование тары с «носиком» позволяет произвести замену и без шприца.На большинстве раздаточных коробок считается нормальным, когда уровень немногим ниже (5-10 мм) заливного отверстия. Определить фактическое количество залитого масла можно пальцем либо отрезком изогнутой проволокой. Чтобы ускорить процесс самостоятельной замены, заливать масло можно до того момента, пока оно не потечет из отверстия для контроля уровня – этим вы нисколько не навредите раздатке или заднему мосту.
Руководство по самостоятельной замене
Инструкция по замене своими руками масла раздатки на ВАЗ – 2121 «Нива».
- Очистите место заливной пробки, после чего шестигранником на 12 открутите болт заливного отверстия.Тем же шестигранником открутите заливную пробку, предварительно подготовив тару для слива отработки. Если на пробке установлен магнит, очистите его от продуктов износа.
Закрутите пробку сливного отверстия. Если вы замечали, что раздатка в месте пробки «потеет», допускается намазать ближнюю к внешней стороне раздатки половину резьбы прокладочным герметиком. Саму резьбу перед закручиванием необходимо протереть, смоченной в 646 растворителе ветошью.Залейте новое масло.
Закрутите сливную пробку.Насухо вытрите все следы, чтобы в случае негерметичности отверстий вовремя заметить потерю масла.
На видео вы можете посмотреть, насколько проста замена масла в раздатке как на ВАЗ 2121 (2131, 4х4), так и на VW Touareg.