Зарядное устройство для АКБ автомобиля: виды, особенности, выбор
В процессе эксплуатации автомобиля достаточно часто возникают проблемы, связанные с аккумуляторной батареей. Простыми словами, если сел аккумулятор, завести двигатель будет сложно или невозможно. По этой причине автовладельцы должны иметь зарядное или пуско-зарядное устройство для аккумулятора.
При этом важно понимать, что зарядка для аккумулятора автомобиля должна быть правильно подобрана. В противном случае устройство может само быстро выйти из строя, не заряжать аккумулятор должным образом или же привести в негодность АКБ.
Далее мы рассмотрим, какие бывают ЗУ для автомобильного аккумулятора, их виды, типы и особенности, а также как подобрать лучшее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.
Содержание статьи:
Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов: виды
Итак, нужно учитывать, что зарядник для аккумулятора автомобиля может быть двух типов: ПЗУ и ЗУ. В первом случае речь идет о пуско-зарядном устройстве, тогда как второй вариант позволяет только заряжать аккумулятор. Также как ЗУ, так и ПЗУ, могут иметь ограниченный и расширенный функционал, отличаются по цене, имеют ряд особенностей, преимуществ и недостатков. Давайте разбираться.
Прежде всего, даже если учесть, что АКБ находится в хорошем состоянии, часто при езде зарядки от генератора бывает недостаточно. Например, в зимний период при кратковременных поездках заряд, потраченный на запуск мотора, от генератора попросту не успевает пополниться. Чтобы с повторными запусками не возникало проблем, необходимо заряжать АКБ один раз в 2-3 месяца.
С учетом того, что сегодня существует большое количество разных типов АКБ (кальциевые, гибридные, AGM – гелиевые, щелочные, литий–ионные, свинцово–кислотные аккумуляторы и т.д.), зарядное для них также нужно подбирать правильно. Отметим, что свинцово–кислотные аккумуляторы сегодня самые распространенные на авто.
Если рассматривать зарядные устройства (ЗУ для АКБ), типы зарядных устройств для АКБ автомобиля следующие:
- трансформаторные ЗУ;
- инверторные зарядные устройства;
Первый вариант простой и доступный по цене, само устройство работает как обычный трансформатор с диодным выпрямительным мостом. Такой зарядник подает стабильный тока с напряжением 12В.
Также на многих устройствах имеются дополнительные регулировки, которые позволяют самостоятельно изменять отдельные параметры при зарядке АКБ. Обратите внимание, неправильное использование может стать причиной выхода из строя ЗУ или АКБ. Нередко возникают пожары, происходит выкипание аккумулятора и т.д.
Инверторные зарядные устройства (импульсные) подают заряд не постоянным током, а импульсами. Решения более «интеллектуальные», имеют отдельные платы-контроллеры, управляющие всем процессом заряда. В результате АКБ заряжается эффективно и полностью. Также импульсные зарядные для аккумулятора легкие по весу, компактные, ими просто управлять.
Обратите внимание, автомобильное зарядное устройство для аккумулятора является оптимальным решением в том случае, если батарея не полностью разряжена, то есть владелец периодически заряжает рабочий аккумулятор, использует зарядное перед тем, как заводить холодный двигатель в мороз и т.д.
Если же АКБ полностью разряжена, запустить двигатель позволяет автономное пусковое устройство (бустер), однако такое решение не позволит аккумулятору нормально зарядиться после запуска ДВС от генератора.
По этой причине для полностью севшей батареи оптимально использовать пуско-зарядное устройство. Фактически, это решение 2 в 1, так как разряженную АКБ можно быстро «оживить» и затем зарядить. Недостаток — высокая стоимость подобных устройств хорошего качества.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками
Как показывает практика, в отдельных случаях автолюбители конструируют зарядное устройство для аккумулятора самостоятельно. С одной стороны, без опыта лучше сразу отказаться от попыток сделать ЗУ для АКБ своими руками. Однако с другой, если такая попытка будет успешной, можно значительно сэкономить денежные средства.
Трансформаторное зарядное устройство потребует наличия:
- трансформатора;
- выпрямительного блока;
- регулятора.
Трансформатор можно использовать любого вида. С трансформатора пониженное напряжение пройдет через выпрямительный мост на реостат, который последовательно подключен к аккумулятору. Реостат нужен для регулировки величины напряжения и тока посредством изменения сопротивления. Величина тока контролируется амперметром, подключенным последовательно перед АКБ. По такой схеме можно зарядить батарею до 50 Ач. Большая емкость приведет к перегреву реостата.
Если убрать реостат, а также перед трансформатором на входе смонтировать набор конденсаторов, можно заряжать АКБ большей емкости. Однако в такой схеме нужно обеспечить в полтора раза больший уровень сигнала на вторичной обмотке трансформатора по сравнению с рабочим напряжением нагрузки.
Импульсное устройство в основе имеет микросхему ШИМ (микросхема с широтно-импульсной модуляцией). Простая схема зарядного устройства данного типа: ШИМ контроллер (драйвера IR2153). Также параллельно АКБ после выпрямительных диодов устанавливается полярный конденсатор С1 (емкость 47−470 мкФ, напряжение не меньше 350 вольт).
Рекомендуем также прочитать статью о том, какой аккумулятор лучше для дизеля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора аккумулятора для дизельного двигателя, а также на что обращать внимание при выборе АКБ для дизельного ДВС.
Диодный мост с номинальным током более 4 ампер, обратное напряжение не меньше 400 вольт. Драйвер осуществляет управление N-канальными полевыми транзисторами IRFI840GLC, которые стоят на радиаторах. Ток данной зарядки получится до 50 ампер, мощность выходная до 600 Ватт.
Также сделать импульсное зарядное устройство для автомобиля своими руками можно, используя источник питания для компьютера формата АТ. В основе лежит микросхема TL494, а доработка предполагает увеличение выходного сигнала до 14 вольт. Чтобы этого добиться, нужно параллельно ставить резистор.
Еще зарядное из источника бесперебойного питания можно собрать, удалив из блока всею «начинку», кроме трансформатора. Далее к высоковольтной обмотке трансформатора (220 В) нужно добавить схему выпрямителя, стабилизации тока, а также поставить ограничители напряжения.
Зарядное устройство для аккумулятора: какое выбрать
Как правило, автовладельцы часто задаются вопросом, как подобрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, какое выбрать решение и что будет лучше. Прежде всего, нужно обращать внимание на фирму-производителя. Лучше покупать проверенные решения с гарантией. Также важно, чтобы ЗУ или ПЗУ можно было использовать в разных температурных условиях (как в морозы, так и в жару).
На практике, если нет необходимости разбираться в настройках, можно купить автоматическое зарядное для аккумулятора (с автоматическим управлением). В этом случае нужно только подключить провода к АКБ, после чего устройство самостоятельно определит оптимальный режим зарядки, по окончании которой выключится.
При выборе лучше обращать внимание на устройства, где дополнительно есть защита от перегрева, короткого замыкания, ошибок при подключении и т.д. Чтобы подобрать модель ЗУ или ПЗУ, нужно рассчитать ток, который способно выдать то или иное устройство. Подбор осуществляется с учетом емкости автомобильного аккумулятора по формуле 0,1 х С (номинальная емкость батареи).
Получается, если емкость АКБ 72 ч, ток зарядки должен быть не более 7.2 А. Можно заряжать и меньшими токами, однако зарядка будет длиться дольше. Если же необходимо гибко управлять процессом зарядки, тогда следует обратить внимание на ЗУ с возможностью регулировки. При этом для разных АКБ также нужно помнить, как рассчитать ток для зарядки аккумулятора.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как зарядить не обслуживаемый аккумулятор автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях зарядки не обслуживаемых АКБ, а также на что обращать внимание при зарядке аккумулятора данного типа.
Главное правило, причем независимо от того, какой тип ЗУ используется, не заряжать батарею большим током. Такая зарядка может привести к осыпанию пластин и значительному сокращению срока службы, а также полному выходу АКБ из строя.
Еще добавим, что в случае с ПЗУ устройство нужно подбирать таким образом, чтобы оно могло подать ток аналогично емкости батареи. Получается, для АКБ с емкостью 120 А/ч нужно подать ток 120 А, чтобы завести двигатель. Кстати, для дизеля оптимально подавать ток 1:1.5 (например, при емкости батареи 100А/ч, пусковой ток 150 А).
Также важно понимать, что если АКБ глубоко разряжена и находится на холоде, желательно, чтобы ПЗУ подавало ток с «запасом», так как батарея в подобных условиях нуждается в больших токах, чтобы восстановить работоспособность.
Напоследок отметим, что кроме ЗУ также желательно иметь решение для контроля уровня заряда аккумулятора автомобиля. Обычно выбирают цифровой контроллер с дисплеем, который замеряет напряжение в бортовой сети. С одной стороны, это позволит постоянно контролировать состояние АКБ, а с другой всегда можно проверить, насколько заряжен аккумулятор.
Если заряда недостаточно, при такой необходимости батарею можно подзарядить при помощи ЗУ. Такой подход позволяет избавиться от непредвиденных сложностей с запуском двигателя автомобиля от аккумулятора.