Автомобили из Ирана: какие модели появятся в России и сколько они стоят Автомобильный портал 5 Колесо

0 198

На самом деле автомобильного рынка как такового, у нас сейчас нет – вместо него огромная пустота, которую пытаются чем-то заполнить оставшиеся в России немногочисленные официальные дилеры. Поэтому вполне очевидно желание немногочисленных, но дружественных нам, иностранных брендов продавать в РФ свои машины. Скоро у нас должны появиться и иранские авто…

Вообще-то, иранские автомобили продавались в России еще полтора десятка лет назад, когда в 2006-м у нас появился доступный седан Samand от компании Iran Khordo (IKCO), построенный на платформе Peugeot 405. Автомобиль потихоньку продавался и, наверное, продавался бы и до сих пор, если бы не грянувший в 2008 году экономический кризис. Интересно, что импорт иранских седанов свернули также из-за санкций против этой страны и введения норм Евро-4. Всего было реализовано около 12 тысяч экземпляров, а на сегодняшний день на нашем рынке числятся более десятка тысяч «Самандов». Немало, если учитывать не самое лучшее качество сборки и никудышную защиту от коррозии.

Компания IKCO еще несколько раз предпринимала попытки вернуться на наш рынок, но каждый раз – тщетно. В 2011 году она представляла на Московском автосалоне модернизированный Samand, но, видимо, автомобиль не произвел должного впечатления на публику и продолжения не получилось. Через три года иранцы намеревались завоевать рынок более свежими моделями Dena и Runna – и опять неудача. А в 2018-м персы (так раньше называли иранцев) решили зайти в обход через Азербайджан, где машины IKCO собирают под брендом Khazar, и вновь потерпели неудачу.

В нынешней геополитической ситуации, когда Запад отвернулся от России, есть все предпосылки для возвращения иранской марки на наш рынок. Недаром глава промышленной группы Iran Khordo (IKCO) господин Мехди Хатиби заявил, что уже в этом году их автомобили начнут экспортироваться в Россию. И первым будет седан Tara. Почему не Samand? Скорее всего, будут продавать и его. Ведь у себя на родине седан стоит порядка 6000-8000 $. По нынешнему курсу это менее 500 000 руб. Если вести правильную ценовую политику, то автомобиль найдет спрос на российском рынке. Правда, потенциальным покупателям придется довольствоваться древней конструкцией машины – она построена на основе Peugeot 405, разработанного еще в середине 80-х. У «Саманда» поперечно расположенный бензиновый мотор объемом 1,7 л (113 сил) и 5-ступенчатая механическая коробка передач. Есть модификация и с газобаллонным оборудованием.

Удивительно, что на сегодняшний день седан еще выпускается, хотя его дебют состоялся в 2001 году. Удивительно, что параллельно с «Самандом» производится и его наследник по имени Soren, представленный в 2007-м. По сути – это просто очередной рестайлинг отца-основателя Samand. Но и это еще не все. В 2015 году IKCO поставила на конвейер следующую новинку – седан Dena, который также явился очередным, но довольно серьезным, рестайлингом «Сорена» или «Саманда», как будет угодно. Кроме того, чуть позже иранцы представили еще одного клона, но уже с измененными боковыми панелями. Не мудрствуя лукаво его окрестили Dena+. Не зря говорят: Восток – дело тонкое. Одних только отпрысков «405-го» выпускается аж четыре штуки. Причем Soren, Dena и Dena+ стоят они от 7000 до 11 500$, в пересчете на российские деньги от 550 000 до 750 000 руб.

Кроме лицензионных Peugeot, иранцы освоили и сборку китайских кроссоверов Haima – S5 и S7, а также старенького хетчбэка Dongfeng H30 Cross, который продавался и в России.

Гораздо более привлекательно в глазах потребителя выглядит Tara, которую иранцы даже привезли на автомобильную выставку MIMS Automobility Moscow. Это один из самых современных седанов в гамме Iran Khordo, насколько это возможно для производителя, находящегося под санкциями более 40 лет. IKCO Tara – это доработанная версия Peugeot 301/Citroen C-Elysee 2012 модельного года. Так получилось, что в 2016 году санкции против исламской республики были смягчены и компания вновь возобновила сотрудничество с концерном PSA. В результате появилась Tara, которая играет в одном классе с Lada Vesta, Kia Rio и Skoda Rapid, хотя и заметно крупнее их – длина иранского седана составляет 4519 мм, а колесная база 2652 мм. Под капотом – заслуженный атмосферник объемом 1,6 л (113 сил) семейства TU5, который работает в паре с 6‑ступенчатыми механической или автоматической коробками передач. Правда, и стоит этот относительно современный иранский седан немало – от 800 миллионов риалов или 1 120 000 руб. по текущему курсу.

Вообще, у России и Ирана в области автомобилестроения много общего. Кроме обоюдных поставок машин, в планах также создание совместных платформ для выпуска моделей для различных рынков. Ведь Иран поставляет свои машины во многие страны Африки и Азии, в том числе в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Грузию и Туркмению. Поэтому иранцы внимательно следят за развитием ситуации в России и готовятся к дальнейшим совместным проектам. Что касается вкусов и пристрастий, то и здесь у нас много общего: любим седаны и кроссоверы.

Если Тara покажется дорогой, обратите внимание на Runna – этот субкомпктный седан обойдется почти в полтора раза дешевле. Правда, он заметно теснее внутри и меньше снаружи. Зато относительно молод – выпускается с 2011 года и до сих пор остается в строю. По сути Runna – это слегка перелицованный седан Peugeot 206. А что поделаешь? Ведь создание машин на других платформах – политика Iran Khodro.

Тем не менее, иранские автопроизводители в последнее время заметно активизировались и все чаще представляют новые модели. Буквально в июле Iran Khodro рассекретила новинку и показала первый кроссовер компании – Rira. В основе автомобиля лежит платформа IKP1, позаимствованная у французов – это тележка серии PF1, на которой сделан Peugeot 2008. Хотя иранцы предпочитают называть ее собственной разработкой. Габариты иранской новинки: 4296 х 1768 х 1620 мм при колесной базе 2590 мм. Кстати, эта платформа послужила основой и для седана Tara.

По всей видимости, мода на кроссоверы добралась и до Ирана. Недавно на выставке в Тегеране компания Iran Khodro представила еще две перспективные новинки: компактный кроссовер Ray, который является упрощенной версией недавно представленной модели Rira, и субкомпактный паркетник K112, у которого пока нет собственного имени. Первый автомобиль выполнен в стиле старшей «Рира». Обе модели объединены в единый проект К125 и встанут на конвейер в будущем году. Вторая же машина представляет собой перелицованный Renault Kwid 2015 модельного года. Машина выпускается в Индии, Бразилии и Китае. Французы собирались локализовать Kwid и в Иране, но вынужденно бросили проект на полпути из-за введенных санкций. Теперь иранцы заканчивают локализацию своими силами.

Кроме Iran Khodro в исламской республике есть еще одна автомобильная компания – SAIPA. Она считается по-настоящему народной маркой в Иране и выпускает доступные даже по местным меркам автомобили. Такую репутацию, например, заработала малолитражка SAIPA Pride, которая массово продавалась в Иране последние четверть века. Автомобиль выпускался с 1993 по 2020 год по лицензии компании Kia (первое поколение «Прайда»), а он в свою очередь представлял собой лицензионную копию Mazda 121 образца1987 года.

Вообще, практические все машины, выпускаемые этой иранской фирмой, ведут свою родословную от корейской Kia. Хотя начинала SAIPA с 1965 по 1975 годы как лицензионный производитель автомобилей Citroen. Как бы то ни было, за последние четыре десятка лет с конвейера компании сходи в основном недорогие малолитражки с древней и очень продолжительной родословной. Так, популярный в стране компактный седан Saipa Tiba выпускается в Иране с 2009 года, а чуть позже появилась и модификация с кузовом хэтчбек. Оба автомобиля построены на платформе Kia Pride/Avella. Они оснащаются 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 80 сил, который сочетается исключительно с 5-ступенчатой «механикой». Интересно, что в 2010 году машину привезли на Московский автосалон для изучения спроса. Но продолжения история так и не получила – российский рынок тогда был на подъеме, и невзрачная малолитражка с архаичной конструкцией, видимо, не привлекла внимания наших соотечественников. Зато на «Тибу» запали жители бывших союзных республик – в небольших количествах автомобиль экспортировался в Азербайджан и Украину.

Специфика закрытого пространства, которое обеспечивали наложенные Западом санкции, определили собственную стратегия производства Иранского автопрома – опять же прослеживаются аналогии с автомобилестроением в Советской России. Поэтому следующая новинка местного автопрома – малолитражка Saina, стартовавшая в 2014 году, – внешне сильно смахивал на корейские малолитражки середины 2000-х, но техническая начинка практически не отличалась от Tiba. Да, седан «Сайна» построен на той же платформе, но которой в далекие 80-е годы были сделаны Ford Festiva, Mazda 121 и Kia Pride. Хоть иранцы и утверждают, что провели серьезную работу по модернизации конструкции, но по факту она так и осталась морально устаревшей «тележкой» со стояками McPherson спереди и торсионной балкой сзади. Впрочем, Saina обеспечивает пассажирам минимальный комфорт и безопасность, поскольку оборудован системой ABS, фронтальными подушками безопасности, кондиционером, аудиосистемой и прочим оборудованием. Зато двигатель и коробка остались прежними: 1,5 л (80 сил) и 5 МКП. Правда, и стоит автомобиль всего около 550 млн риалов, что по нынешнему курсу всего 730 000 руб. Хотя не факт, что такой ценник на машину будет и в России…

Прошло всего три года и появился пятидверный хэтчбек Saipa Quick, построенный на основе седана. Ничего не напоминает – примерно с такими же интервалами во времена «Железного занавеса» появлялись модификации «Жигулей». Внешне «Квик» отличается сбитыми пропорциями, короткими свесами, покатой линией капота и скругленными окнами. На нижних кромках передней и задней части машины имеются серые накладки некрашеного пластика. Длинна машины 4005 мм, ширина – 1678 мм, высота – 1492 мм, а колесная база 2415 мм. Несмотря на скромные габариты внутри довольно просторно, да и оснащен автомобиль неплохо: мультимедийка с 7-дюймовым тачскрином, электроусилитель руля, кнопка запуска двигателя, камера заднего вида, климат-контроль и прочее. Но вот под капотом Quick все тот древний бензиновый мотор на 1,5 л (87 л.с. и 128 Нм) и 5-ступенчатая механическая коробка передач либо «вариатор» CVT. Цена почти как у седана.

Самая свежая разработка спецов из компании Saipa – Shahin. Седан С-класса построен на платформе Toyota В 1990-х годов, имеет примерно те же габариты, что и «Сайна». Но он оснащается уже более современным 1,5-литровым турбомотором (112 сил) и старой доброй 5-ступенчатой «механикой». Конструкция подвески тоже не отличается прогрессивностью – спереди стойки МакФерсона, сзади полузависимая балка. При этом автомобиль может похвастать достаточно приличным оснащением: Airbag для водителя и переднего пассажира, люк в крыше, бесключевой доступ, запуск двигателя кнопкой, камера заднего вида с парктрониками, обогрев зеркал, системы ABS, ESP и контроля давления в шинах. В такой комплектации седан будет стоить на наши деньги порядка 750 000 руб.

Сегодня, когда европейские и американские компании ушли с нашего рынка, а бремя санкций сильно давит, Иран ищет пути объединения с Россией в автомобильной сфере. Такое партнерство подразумевает обмен технологиями, расширение рынков сбыта, а также двусторонние инвестиции. Первым совместным проектом может стать автомобиль Logan-90, в рамках которого будет осуществляться сборка модернизированного Renault Logan первого поколения, который выпускался в Иране с 2007 по 2019 годы.

В продажу модель должна поступить под маркой Saipa. Выпуск автомобиля будет происходить с учетом импортозамещения. Причем оснащаться машина будет вазовскими моторами объемом 1,6 и 1,8 литра, но коробку передач получит иранскую – 5-ступенчатую МКП Saipa 5F18. Кроме того, иранские компании готовы экспортировать запчасти, комплектующие и расходники для автомобилей в Россию.

Источник: 5koleso.ru

Leave A Reply

Your email address will not be published.