Авторынок замер. Нынешних складских запасов автомобилей хватит до февраля 2025 года
фото: tarantas.news
Авторынку придется еще тяжелее — когда ждать очередного подорожания автомобилей
Досужие разговоры о возможности очередного повышения ключевой ставки Центробанка подтвердились заявлением его главы — Эльвиры Набиуллиной на Форуме ВТБ. Она заявила буквально так: «Банк России допускает повышение ключевой ставки на ближайшем заседании совета директоров в декабре — однако это не предопределено. Да, у нас появился новый проинфляционный фактор, валютный курс, рост цен остается высоким, но мы уже видим, что происходит замедление кредита».
Всем и без перевода понятно: автомобильному рынку придется еще тяжелее. Насколько? С таким вопросом портал «Тарантас Ньюс» обратился к экспертам отрасли.
«Это точно отразится плохо, поскольку увеличение ключевой ставки увеличивает стоимость денег, — заявил Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании „Рольф“. — А это, по большому счету, себестоимость продукции. Когда она увеличивается, соответственно, растет и отпускная цена. Поэтому увеличение ключевой ставки неизбежно приведет к удорожанию автомобилей. Потому что иначе дилеры не смогут выдержать норму прибыли; рентабельность на рынке сегодня крайне низкая».
По словам эксперта, у всех дилеров складские запасы машин еще старые, их пытаются продавать по спекулятивной цене. «Поэтому мы сейчас крайне аккуратны с закупками, — продолжил Николай Иванов. — На декабрь текущего года и большую часть января 2025-го действующего запаса на складах хватит. А как будет дальше — определит спрос. Новые поставки практически никто сейчас не везет, рынок замер. Все наблюдают, что будет с этим самым курсом. Большинство предполагает, что нынешний высокий курс — это временный эффект, и нет смысла сегодня покупать, когда доллар стоит так дорого. Есть ожидания, что через некоторое время он скорректируется, и весьма серьезно, например, на 10%. В настоящее время есть серьезные опасения у участников рынка купить по верху курса. Резюмируя, повторюсь: рынок замер».
Роман Титаренко, руководитель по продажам автодилерам «Авито Авто», аналогичного мнения: «Повышение цен на автомобили, безусловно, планируется. Крайний раз утилизационный сбор был повышен в октябре этого года, у официальных дилеров на складах сейчас много автомобилей, купленных по еще тем, старым ценам. По нашим оценкам, этих складов хватит до февраля следующего года. Далее покупки дилерами новых партий машин и пополнение складов будут происходить в соответствии с новыми внешнеэкономическими факторами (ключевые ставки, новые шкалы утилизационного сбора и т. д.). Это, безусловно, отразится на стоимости автомобилей».
По мнению представителя классифайда, в марте—апреле 2025 года следует ожидать повышения цен в размере 15–20%. Такой же прогноз, кстати, дают и собственники ведущих московских дилерских холдингов. Роман Титаренко уточнил, что это касается в том числе рынка автомобилей с пробегом: «Оба сегмента плотно взаимосвязаны: за ростом стоимости новых машин последует „пробег“, не будут отставать частные и профессиональные продавцы, они также перепишут ценники в сторону увеличения».
Его коллега по «Авито Авто», Владислав Иванов, отвечающий за работу с ключевыми клиентами, отметил, что в условиях неизбежного удорожания автомобилей покупатель будет отдавать предпочтение тем дилерам, к которым имеет максимальное доверие. При этом, отметил он, спрос будет смещаться на китайские машины с пробегом: «Парки привычных глобальных игроков стареют и потихоньку вымываются. А покупатель хочет ездить на более-менее свежих автомобилях, тут ничего нового».
Параллельно, по словам Владислава Иванова, клиенты будут уходить в онлайн: «Мы видим, как меняется поведение пользователей — все больше людей хотят закрывать покупки через Интернет, их интересует информация об автомобилях, условия покупки, варианты доставки и т. п. Рынок идет в эту сторону семимильными шагами, и покупатель будет принимать решения в онлайн. В 2025-м это примет самые яркие формы».