«Батарейка» на колесах за 8 млн перестала интересовать даже «элитку»
Около трёх тысяч новых электромобилей за пять месяцев, с января по май 2025 года — рынка данных транспортных средств в РФ, по сути, нет.
Время от времени кто-то из «элитки» или тех, кто при деньгах, покупает себе модные игрушки, но таковых становится всё меньше. В России машинки на батарейках показали полную бесполезность, и владение этими пепелацами теперь совсем не «круто».
Рынок электромобилей в РФ упал почти в четыре раза, теперь в месяц продают всего несколько сотен машинок на батарейках. Больше всего покупают китайские Zeekr (от 8 млн рублей), то есть данный товар откровенно «антинародный». Так, поиграться и выкинуть.
Но и их становится всё меньше, причём не потому, что утилизационный сбор на электромобили в этом году подняли аж в 20,5 раза. Этой публике всё равно, плюс-минус несколько миллионов их не интересует. А вот комфорт — это да, он на первом месте. И как раз тут не всё хорошо.
«В России электромобили — на сегодняшний день это вообще доли процента от всего авторынка. Можно констатировать, что электромобили в РФ — игрушка для энтузиастов, причем небедных. Тогда как в Китае электромобили по цене уже не отличаются от бензиново-дизельных легковушек. При этом в КНР нет никаких проблем с зарядной инфраструктурой, Китай имеет более миллиона зарядных станций, а это больше, чем во всем остальном мире», — объясняет автоэксперт Артем Бобцов.
Тут стоит также добавить, что в Поднебесной нынче реализуется госпрограмма «АЭС в каждом райцентре». Китайцы вскоре получат море очень дешёвой электроэнергии, а у нас тарифы на киловатт-часы стремительно прут вверх. К 2023 году рост стоимость электроэнергии запланирован правительством на 40%, однако, как всегда, получится намного больше.
В отсутствии спроса зарядные станции, естественно, никто строить не будет. Разве что только в целях «освоения» бюджетов, но в этом деле уж больно много конкурентов. В том числе в лице «АвтоВАЗа», который постоянно хочет денег. Иными словами, комфорта элитная публика на электромобилях не дождётся, это им всем уже понятно. Да и в гаражах уже свободного места не осталось.
К тому же растёт статистика аварий, связанных с аккумуляторными батареями, машинки горят и взрываются. Автосалоны и так массово закрываются, а среди тех, кто специализируется на электромобилях, и вовсе самая настоящая эпидемия.
Перспектив нет. Даже если в Россию завезти дешёвые электромобили, полностью отменить «утиль» и таможенные пошлины — то есть сделать цены не выше китайских — покупать это никто не станет. В США машины на батарейках более-менее популярны только в южных штатах, в КНР — тоже там, где потеплей.
«У меня на Nissan Leaf стоит система подогрева Webasto, работающая на дизельном топливе. Под капотом специальный бачок, от которого она питается, вниз выведен выхлоп. Я понимаю, что в целом „зелёными технологиями“ тут уже не пахнет, но иначе зимой в салоне просто дубак. Включить штатный электрический обогрев не вариант, заряда тогда хватит максимум на 40−50 километров езды. „Лифчик“ в семье — машина не единственная, скорее игрушка, её покупка была спонтанной — просто захотелось. Быстро поняли, что это не для нашего климата, но отступать было поздно — продать это за адекватные деньги сложно», — объясняет москвич Кирилл.
Соответственно, электромобили «Атом» — сборная солянка из китайских запчастей под «российским» брендом — обречены на провал. И дело даже не в том, что стоить они будут около 4 млн рублей. Кстати, те же Evolute намного дешевле (от 1,4 млн рублей), но продажи и тут мизерные.
По-хорошему, проект нужно срочно закрывать, а тех, кто его затеял, трудоустраивать минимум лет на десять в солнечном Колымском крае.
Новости из-за границы тоже как-то не радуют — в Европе, где климат значительно мягче, в электромобили уже наигрались. В Германии простаивают целые поля этих машинок, а продажи Tesla в ЕС за год упали аж в два раза.
Согласно последнему опросу Американской автомобильной ассоциации лишь 16% граждан США (теоретически!) согласились бы купить электромобиль. Между прочим, самый низкий показатель с 2019 года, причём тенденция явно нисходящая.
Глядя на это, стоило бы пересмотреть и концепцию развития российского автопрома, убрать оттуда электромобили, гибриды и прочую дичь.
Тем более, что в РФ в отличие от США, КНР и Евросоюза не производят электронику, тягловые аккумуляторы, электромоторы и прочие компоненты. Даже обычные бытовые батарейки, которыми в СССР лежали на каждом прилавке, и то разучились делать. Причём случилось это не в «лихие 90-е», а за последние 20 лет.
К сожалению, как говорится в известной поговорке, «бабло побеждает добро» — Россия сейчас идёт поперёк мировых тенденций. Не будут покупать электрические авто? Не страшно. Бюджеты уже освоены, а там хоть трава не расти.
Продукцию завода из Тольятти тоже вон не покупают, и ничего. Все заинтересованные персонажи довольны и постоянно выбивают всё новые и новые субсидии.