Кому выгоден черный бизнес на мертвых автомобилях
Они жили долго и счастливо, а потом умерли — двигатели и трансмиссии выработали свой ресурс, подвески рассыпались, а кузова насквозь проржавели. Или счастливо, но не долго — машины нынче делают по большей части «одноразовые», но в итоге они оказываются там же. Но вовсе не на государственных пунктах утилизации, таковые в РФ не существуют даже на бумаге. А как же тот самый утилизационный сбор? Так это всего лишь название, которое не имеет ничего общего с реальностью.
Практически любая иномарка, так или иначе оказавшаяся на территории России, заканчивает свой путь на так называемых «разборках». Это отнюдь не отечественное изобретение, появились такие структуры сразу же после того, как началось массовое производство автомобилей.
Новые запчасти не всем по карману, да и в ряде случаев их покупка просто нецелесообразна. Ведь можно купить практически то же самое, но в разы, а то и в десятки раз, дешевле.
Старейшая в США фирма, специализирующаяся на разукомплектации старых авто и торговле запчастями — Old Car City USA — основана аж в 1931 году и до сих пор успешно работает.
Причём на её огромных складах можно найти такие раритеты, коим место в музее. Порой они туда и попадают, когда где-то восстанавливают некую старинную технику. Отправка — по всему миру, ассортимент — колоссальный.
Авторазборки — в Штатах их называют junkyard — делятся на два основных типа. Первые раскручивают авто силами собственного персонала, детали дефектуются и выставляются на продажу. Собственно, точно так же, как это устроено и в РФ. Та же Old Car City USA работает именно по этой схеме.
Второй тип — «you pull junkyard», то есть разборки самообслуживания — в нашей стране не распространён. А вообще штука удобная. Клиент платит за вход символическую сумму, один доллар или типа того, а потом ходит и выбирает то, что ему нужно. Нашёл — сам демонтирует (инструмент тоже свой!), а потом несёт на кассу. Получается в разы выгодней, чем на обычной junkyard.
Помимо торговли запчастями, американские разборщики сдают металлолом — отдельно чермет, отдельно цветмет. Но на этом денежные поступления не заканчиваются, так как бизнес социально значимый, власти его поддерживают.
Методы во всех штатах разные, но именно государственные субсидии позволяют многим не особо крупным компаниям оставаться на плаву. Больших денег там нет, но что-то выделяют — дабы работали, избавляли города и веси от всякого металлолома на колёсах.
Как правило, средства на эти программы так или иначе взымаются с автопроизводителей или импортёров транспортных средств.
Примерно так же всё устроено в Европе, да и в целом по миру тоже. Никакого утилизационного сбора в большинстве стран нет, а там, где он есть и называется как раз таким образом, финансы используются строго по назначению. Впрочем, собирают, по большому счёту, копейки.
Система работает чётко и просто. Положим, автомобиль помер от старости или же сильно пострадал в ДТП. Американец ищет в интернете телефоны разных junkyard, созванивается с ними, отправляет фотки. Кто даст больше, с тем и договаривается. Далее приезжает эвакуатор, на месте оформляется договор купли-продажи, отсчитываются или переводятся на банковскую карту деньги. Всё — одной проблемой стало меньше. С учёта авто снимут сами разборщики, там это просто.
В нашей чудесной стране всё иначе. Положим, у вас в хлам сгнила или сильно пострадала в аварии «Гранта», экономической целесообразности в ремонте нет — неоправданно дорого.
Рекомендуемый властями путь — обратиться в некую компанию по утилизации авто, у которой есть лицензия Росприроднадзора или Минпромторга. Там вам выдадут бумажку с печатью о том, что авто утилизировано, на основе этого документа его регистрацию можно аннулировать. То есть записаться через «Госуслуги» на приём в МРЭО и провести там полдня, а то и больше.
Но кроме этой бумажки не выдадут, по сути, ничего. Так, жалкие копейки. При этом авто, которое по бумагам пустили под пресс, намного дороже — порой в десятки раз! — перекочует на другую авторазборку. В десятки раз — это в случае иномарки, хотя и старые запчасти от «Жигулей» и прочих «ГАЗелей» сейчас тоже в ходу. Ибо цены на новые кусаются.
Вариант № 2 — просто «приостановить регистрацию транспортного средства», это сделать можно. Авто больше не будет числиться как транспортное средство, налоги на него начислять перестанут.
После чего самостоятельно продать машину разборщикам, уже за нормальные деньги. Там с неё снимут и продадут кондиционные детали, а остальное сдадут в пункт приёма металла. Процесс в целом прибыльный, хотя не сказать, чтобы очень. Просто нормальный мелкий бизнес.
У вас на руках останется ПТС, СТС и номера. Получится «мёртвая душа» — почти как у Гоголя.
Сколько таковых в РФ, неизвестно, но счёт идёт на сотни тысяч, а то и на миллионы. Потому, что система работает против автовладельцев, чиновники относятся к ним как к врагам. И им отвечают взаимностью.
В январе сего года власти отчитались, что за 2024-й поступления в госбюджет РФ от утилизационного сбора с автомобилей превысили 1,1 трлн рублей. Из них 669 млрд рублей — с импорта иномарок, 417 млрд рублей — с отечественных производителей.
Куда идут эти колоссальные средства? Прежде всего, российским производителям утильсбор возвращают, то есть прощают.
Кому именно и сколько — это не раскрывается. В данном случае интересен даже не «АвтоВАЗ» и не ГАЗ, а все «отвёрточные» производства, где из машинокомплектов скручивают как бы «отечественные» автомобили.
Попадает ли что-то на сами «лицензированные» пункты утилизации? Раньше попадало, но какие-то копейки — около десятка миллионов рублей в год на всю страну. Правда, это было ещё 7−8 лет назад, потом подобные расходы из госбюджета пропали. Тогда же действовала программа выплат в размере 50 тысяч рублей за каждое сданное авто, но её давно нет. Однако и там тоже суммы не впечатляли.
«Мы пытаемся разобраться, куда направляется утильсбор, который как таковой сбором на утилизацию не является, так как его размер превышает стоимость производства и никак не соотносится с фактическими затратами на утилизацию», — заявили летом 2024 года в ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД).
Разобраться не удалось до сих пор, обращение РоАД власти просто игнорировали. Типа не ваше дело.
Минпромторг обещал, что «за счет утилизационного сбора будет реализован комплекс мер господдержки, индексация не окажет влияния на стоимость отечественной автомобильной техники». Цены выросли на всё, на продукцию «АвтоВАЗа» в первую очередь. Хотя им сбор аннулируют! Правда, покупателям отечественных авто об этом не говорят.
На 2025 год субсидии «на компенсацию части производственных затрат» суммарно составят 818,9 млрд рублей, на 2026-й — 1,14 трлн рублей, на 2027-й — 1,38 трлн рублей.
Это и есть «комплекс мер». На большую часть денег, а то и на все, претендует всё тот же государственный «АвтоВАЗ». И те люди, которые его курируют. Из того же Минпромторга. Получается замкнутый круг, из которого не вырваться. Деньги были ваши — стали наши.
К делу утилизации авто — как это устроено во всём мире — всё описанное не имеет никакого отношения. Разборка на запчасти и утилизация машин — отдельно, поборы с автовладельцев — отдельно. Просто нас обложили ещё одним налогом и так его назвали. Фальшиво.
По оценкам РоАД при заявленных темпах роста утильсбора, к 2030 году новый автомобиль смогут купить не более 5% россиян. Если, конечно, к тому времени система выживет. Что отнюдь не факт.