Кладбище новых машин. Куда катится «АвтоВАЗ»?
Российский авторынок начал входить в крутое пике, продажи транспортных средств стремительно сокращаются. Данный процесс пытаются притормозить при помощи публикации «скорректированной» статистики, однако даже при поверхностном взгляде в ней видны прорехи. Власти вещают про минус 25% продаж год к году, однако де-факто цифра минимум в три раза печальней.
Согласно данным Минпромторга рынок легковых автомобилей в РФ в минувшем феврале по сравнению с тем же месяцем 2024-го просел на 25,2%. Легких коммерческих авто — «ГАЗелек» и иже с ними — продали на 21,9% меньше, по грузовикам — минус 47,8%, по автобусам — обвал на 59,6%.
Сравнивать с январём-2025 некорректно, так как за этот месяц «скрепная» статистика нарисовала рост рынка аж на 7%. Да и в целом в цифры как-то нет веры.
«На сегодняшний день на складах дилеров и производителей скопилось более 500 тысяч автомобилей, а запасы самого „АвтоВАЗа“ приблизились к 100 тысячам машин при норме в 60 тысяч. Рынок в целом идёт хуже, чем траектория движения прошлого года. Наша задача — подойти к отметке около 27 тысяч по продажам в феврале», — говорил недавно глава предприятия Максим Соколов.
И вот — какое совпадение! — завод рапортует о продаже 26 716 автомобилей в феврале, год к году — всего минус 4,2%. Какая гениальная точность предсказания, не перевелись ещё в России провидцы. Правда, есть неприятные нюансы.
Относительно недорогие «Гранты» стали покупать на 25% хуже, по «Ниве» — минус 33%, по «Шниве» — минус 35%. Но дико дорогую и глюкавую «Весту», якобы, стали брать на 26% лучше. Не кажется странным?
Быть может, как вещает Росстат, россияне, вдруг резко разбогатев, ринулись оставлять свои несметные миллионы в салонах официальных дилеров (ОД) «АвтоВАЗа»? В казённых бумагах, наверное, всё именно так и есть, но в жизни немного иначе.
Посмотрим «косвенные улики». Как известно, более 90% новых автомобилей в РФ последние годы продаются по кредитным схемам, а тут всё очень печально.
Согласно статистике банка ВТБ за февраль-2025, по сравнению с аналогичным месяцем 2024 года выдача автокредитов сократилась в два раза, то есть падение рынка — 50%. Там же говорится, что на новые авто пришлось всего 40% ссуд.
По итогам 2024 года Объединенное кредитное бюро (ОКБ) посчитало, что доля кредитов на новые автомобили составила 62% от числа договоров и 63% от общей суммы. Сейчас, выходит, в полтора с лишним раза меньше.
То есть кредитов на приобретение новых транспортных средств нынче выдаётся где-то на уровне 30% от показателей 2024 года, падение составляет 70%. Это и есть реальная цифра снижения продаж. И то ли ещё будет!
«„Охлаждение“ в сегменте автокредитования продолжается. На рынке сейчас огромный выбор авто на любой вкус, однако спрос сдерживают высокие рыночные ставки и рост утильсбора в начале года», — отметил вице-президент ВТБ Константин Каракалов.
Таким образом, статистика Минпромторга не имеет ничего общего с реальностью, что, в общем-то, для российской госструктуры не новость. Было задание нарисовать «скрепы» — вот они, получите и распишитесь. А то, что шито белыми нитками — ну, как смогли. В министерствах и ведомствах давно сугубо отрицательный отбор кадров
Нарисованный Минпромторгом рост продаж лёгких коммерческих авто в 2% по сравнению с январём — вообще песня. Малый и средний бизнес, который берёт их больше всего, сейчас выживает, как говорится, доедая последний кусок хлеба. Согласно подсчётам S&P Global, индекс деловой активности в сфере услуг в России упал почти на 4 пункта за месяц — с 54,7 в январе до 50,4 в феврале. Причём это рекордное за полгода значение — всё катится в тартарары.
«Это видно не то, что по индексу PMI, а даже по пробкам в Москве. Уже февраль закончился, а в Москве аномально маленькие пробки. Люди просто перестали пользоваться сервисами и услугами, меньше передвигаются по городу. Всё это, конечно, влияет на выручку компаний, влияет на издержки компаний, влияет на то, что деловая активность в целом снижается. Сейчас кредит взять в банке под 27−30% годовых могут себе позволить лишь компании, которые работают в сверхвыгодном госзаказе», — говорит совладелец гостиницы «Чемоданов» и сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский.
Кстати, почти минус 50% по грузовикам и минус 60% по автобусам — более-менее похоже на правду. Тоже, вне всякого сомнения, «скорректировано», но уже не так сильно. Просто тут «счетоводов» гораздо легче вывести на чистую воду, существуют всякие отраслевые ассоциации, которые неизбежно поднимут бучу. А продажи легковушек и «ГАЗелек» — кто их проверит-то. «Доверяйте официальным источникам», как в последнее время призывают нас всех чиновники. Увы, не доверяем и не будем.
В чьих интересах лукавые цифирки от Минпромторга? Судя по всему, министерские пытаются спасти дружественный «АвтоВАЗ», где дела идут совсем скверно. Завод продолжает работать на склад, «рисует» статистику и собирается останавливать конвейер.
Остановленный автозавод — это плохо. Не в том смысле, что рабочие без зарплаты, на них чиновникам наплевать. Придётся отменять и переносить всякие попильные проекты, то есть терять деньги. Сейчас в Тольятти очередной «прорыв» — анонсировано производство неких коммерческих автомобилей под брендом SKM.
«Это полностью оригинальный продукт, отвечающий потребностям различных категорий покупателей: частных клиентов, представителей малого, среднего и крупного бизнеса», — заявили в «АвтоВАЗе».
Оригинальный? Как оказалось, это китайские фургоны Shineray M7, которым просто приклеили новый шильдик. Это в Тольятти умеют хорошо, тут «АвтоВАЗ» чемпион. Кстати, проект Lada X-Cross 5 — он же FAW Bestune T77 — тогда не состоялся, китайцы послали гражданина Соколова по известному адресу. Но бюджетные денежки уже были освоены…
На 2025 год российским автозаводам выделят субсидии в размере 818,9 млрд рублей, «АвтоВАЗ» претендует на большую часть этих денег, а то и на всю сумму. Но тут есть неувязочка — средства «на компенсацию части производственных затрат». А если производства не будет? Авторынок встал, почти ничего не продаётся, народ ждёт крупных скидок.
Именно поэтому и декларируется, что не всё так плохо. Рынок упал, но не сильно. Люди, покупайте автомобили! Только вот покупать уже не на что, да и дорого, очень. И в целом растёт понимание того, что у системы отказывают тормоза.