Биение и вибрации на руле: почему бьет руль

0 91

Биение и вибрации на руле: почему бьет руль

В процессе эксплуатации автомобиля водитель может столкнуться с тем, что на скорости бьет руль постоянно, ощущаются вибрация руля независимо от скорости, биение на руле проявляется только на определенной скорости (например, на 60-80 км/ч), в руль бьет при торможении и т.д. При этом биение руля может встречаться на любых автомобилях, независимо от класса, модели и производителя, а также пробега. Руль может начать бить как на практически новых автомобилях, так и на авто с большим пробегом.

Как правило, основных причин, по которым водитель ощущает биение на руле, можно выделить несколько:

  • нестабильная работа двигателя, проблемы с подушками двигателя (опорами), износ элементов трансмиссии, которые при работе приводят к повышенным вибрациям, передающимся на руль;
  • разбалансировка колес, проблемы с шинами (биение руля отчетливо ощущается водителем на рулевом колесе на скорости);
  • неисправности деталей подвески и рулевого управления (биение руля как на высокой, так и на небольшой скорости, при прямолинейном движении, при повороте колес);
  • износ и деформация передних тормозных дисков (обычно проявляется при торможении, причем как при резком, так и плавном).

Так или иначе, любые повышенные вибрации, биение на руле, толчки и удары, передающиеся на рулевое колесо, являются весомым основанием для проведения незамедлительной углубленной диагностики.

Важно как можно скорее локализовать и устранить неисправность, так как биение на руле приводит к сильному износу целого ряда сопряженных механизмов и узлов, а также может указывать на наличие серьезных неисправностей автомобиля. Подробнее о том, почему бьет в руль, читайте в нашей статье. 

Если вибрации передаются на руль: норма или неисправность

Биение и вибрации на руле: почему бьет руль

Итак, легкая вибрация руля в той или иной степени присутствует даже на новом и полностью исправном автомобиле. Вибрации можно ощутить во время работы двигателя на холостом ходу, при езде с минимальными нагрузками, на средних и высоких оборотах и т.д. Также можно ощущать легкие толчки на руле при езде по плохой дороге, при попадании в ямы и т.д.

Более того, даже если покачать рулем на заглушенном автомобиле, можно почувствовать легкие удары, передающиеся от вала рулевой рейки на рулевое колесо в салоне автомобиля. На одних моделях такие вибрации и толчки ощущаются сильнее, на других они практически незаметны.   

Другое дело, что уровень таких вибраций и биения на руле должен быть минимальным. Если это не так и явно заметны отклонения от нормы, тогда следует проводить диагностику, так как определенные поломки напрямую будут влиять на безопасность движения.

Получается, определенные вибрации и толчки, передающиеся на руль через рулевой механизм от колес при езде можно считать допустимыми. Главное, чтобы уровень таких толчков, ударов и вибраций был не выше нормы.

По этой причине рекомендуется как минимум каждые 15-20 тыс. км. проводить комплексную диагностику, проверять подвеску, а также рулевое управление на предмет возможных неисправностей. Опытный специалист быстро определит поломку, укажет на сильные люфты, возникающие в результате износа или неисправностей тех или иных элементов.  

Почему бьет в руль: причины

Биение и вибрации на руле: почему бьет руль

Что касается самого биения рулевого колеса, нужно сначала точнее определить характер вибраций на руле. Как правило, в списке основных симптомов, которые водитель ощущает на рулевом колесе, можно выделить следующие:

  • дрожь передается на руль при работе мотора на холостом ходу;
  • вибрации на руле на скоростях от 70 км/ч;
  • бьет руль на небольшой скорости;
  • вибрация на руле при торможении;
  • стуки в руле при повороте колес;

Если рулевое колесо вибрирует на холостом ходу, следует обратить внимание на работу самого двигателя и состояние его подушек. Дело в том, что если силовой агрегат работает нестабильно (например, двигатель троит), такая работа ДВС также будет сопровождаться вибрациями на руле.

Также высокой уровень вибраций  или даже толчки от работающего двигателя при изменении оборотов могут возникать, если вышла из строя опора двигателя. С учетом того, что рулевой механизм на подавляющем большинстве авто расположен в непосредственной близости от мотора, по этой причине вибрации и удары от нестабильно работающего и/или сильно вибрирующего двигателя также ощущаются на рулевом колесе.

  • Идем далее. Если руль вибрирует на скорости, часто это связано с колесами авто. Как правило, причиной биения на руле часто становится дисбаланс, повреждение шин, дисков и т.д. Дело в том, что балансировка колес сильно влияет на плавность хода. Если просто – балансировка, это одинаковый вес относительно центра колеса, то есть его оси.

При этом отклонение даже в несколько грамм между противоположными сторонами на передних колесах станет причиной вибраций, которые в итоге доходят до руля. Зачастую на невысокой скорости до 50-60 км/ч  незначительный дисбаланс колес (до 5-10 грамм) не сильно ощущается, однако с набором скорости до 70-80км/ч отчетливо слышна вибрация на руле, в руль бьет.

Дисбаланс может возникать по причине повреждений диска, потери балансировочных грузиков, повреждений или критического износа шины (шишки и грыжи шин, нарушение геометрии, налипания льда, грязи и снега на внутреннюю часть колеса и т.д.). В результате водитель ощущает толчки на руле, если дисбаланс сильный, могут проявляться даже удары в руль, причем на разных скоростях. Еще отметим, что также бить в руль может по причине плохо закрепленных колес, когда гайки или болты недостаточно затянуты, потеряны и т.п.

  • Износ деталей трансмиссии, рулевого управления, тормозной системы и подвески также часто приводит к тому, что в руль бьет. Например, выход из строя шаровых опор, сайлентблоков, рулевых тяг и других элементов обычно становится причиной ударов и биения на рулевом колесе. Зачастую проблема наиболее явно проявляется на переделенной скорости (например, на 50-60 км/ч).

Также толчки на руле могут быть заметны при повороте колес. Если также слышны щелчки или хруст в повороте, а сам автомобиль переднеприводной, высока вероятность, что это застучал ШРУС. При этом стуки ШРУСа также передаются на кузов и рулевое управление, что и приводит возникновению заметных толчков на рулевом колесе.

Если же было замечено, что руль вибрирует при торможении, такое биение в руль при торможении связано с тормозами на передних колесах. Зачастую речь идет о нарушении геометрии передних тормозных дисков. Тормозные диски «ведет», если после активного торможения попасть в лужу. Имеет место активный износ данных элементов, если общий стиль езды агрессивный, водитель часто и резко останавливается с высоких скоростей.

Также биение руля при торможении может быть связано с подклинивающими направляющими в суппортах или сильным износом тормозных колодок. В процессе эксплуатации направляющие суппортов нужно смазывать, также рекомендуется проверять степень износа и состояние тормозных колодок.

  • Что касается других возможных причин, биение в руль также может проявиться, если изношен карданчик рулевого вала. На многих автомобилях, особенно начального и среднего ценового сегмента, этот карданчик постепенно разбивается, появляются стуки при езде, которые также передаются непосредственно на рулевое колесо.

Еще можно выделить проблемы с самой рулевой рейкой, так как сильный износ рейки, повреждения ее подушек в месте крепления, недостаточно затянутый крепеж неизбежно приведут к тому, что любые даже мелкие стуки и толчки в рулевом механизме будут ощутимо передаваться на руль.

На машинах с большим пробегом нельзя также исключать износ шлицев, через которые само рулевое колесо крепится на рулевом валу. Все эти соединения нужно тщательно проверять, так как сильные люфты недопустимы. Если водитель поворачивает руль в салоне, причем отклонение руля от условного центрального положения достаточно сильное, но колеса при этом никак не реагируют, это может указывать о достаточно сильных люфтах в рулевом управлении.

Ездить с такими неисправностями крайне нежелательно, так как значительно ухудшается острота рулевого управления, реакции на поворот рулевого колеса недостаточно острые и точные. Более того, люфты могут указывать на наличие проблем, которые в конечном итоге приводят к разрушению/заклиниванию элементов рулевого управления автомобиля.  

Полезные советы

Биение и вибрации на руле: почему бьет руль

Как показывает практика, появление вибраций, толчков и ударов на руле при езде зачастую указывает на проблемы с колесами.  При этом проблемной может оказаться как шина, так и колесный диск. Часто проблема имеет так называемый «накопительный» эффект, то есть геометрия  шины и диска меняется постепенно.

Зачастую езда по плохим дорогам, попадание в ямы на скорости приводит к «усталости» металла диска и малозаметным снаружи внутренним повреждениям покрышек. По этой причине нужно периодически проверять балансировку колес, а также делать прокатку дисков и ремонт колесных дисков при такой необходимости. Что касается шин, если на них появились вздутия в виде шишек или грыж, такие шины лучше сразу заменить. То же самое можно сказать, если были порезы и разрывы, приводящие к повреждению силового каркаса шины (корд).

Биение и вибрации на руле: почему бьет руль

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему двигатель не развивает полную мощность или двигатель теряет мощность при езде. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым пропала тяга, уменьшилась мощность двигателя, двигатель не тянет, машина хуже едет и т.д. Также в данной статье мы рассмотрим, на что обращать внимание при диагностике основных возможных неисправностей, влияющих на мощность силового агрегата.

Даже если такие шины удается отремонтировать и поставить на диски, поле чего отбалансировать, надежность такого колеса в целом заметно снижается. Дело в том, что шина может попросту взорваться при езде. То же самое касается и дисков, которые были ранее отремонтированы после серьезных повреждений при помощи сварки. Оптимально менять такие диски и шины при первой возможности, подбирая качественные решения.

Также добавим, что езда на машине при наличии вибраций и биения на руле приводит к сильному износу многих деталей и узлов автомобиля. Дело в том, что кроме руля,  вибрации распространяются практически на весь автомобиль. При этом если биение сильное, происходит разрушение отдельных элементов подвески, от высокого уровня вибраций активнее изнашивается даже кузов машины. 

Чтобы избежать возможных дополнительных проблем, проблему биения руля при езде или при торможении нельзя игнорировать. Необходимо провести комплексную диагностику и ремонт, чтобы полностью исключить или максимально понизить уровень вибраций и ударов на руле. При этом такие процедуры необходимо делать на любом автомобиле независимо от его возраста, пробега и общего состояния. Дело в том, что если бьет в руль, ездить на такой машине небезопасно, особенно на высоких скоростях.

 

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что биение руля в различных условиях (вибрации на холостом ходу, удары в руль на скорости, в поворотах или при торможении) неизбежно связаны с теми или иными неисправностями или дефектами. В подавляющем большинстве случаев диагностику нужно начинать с проверки состояния колес и колесных дисков, балансировки колес и т.д.

Биение и вибрации на руле: почему бьет руль

Рекомендуем также прочитать статью о том, для чего нужна балансировка шин и дисков. Из этой статьи вы узнаете, как правильно балансировать колеса автомобиля, а также на какие тонкости и нюансы нужно обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.

При этом также нельзя исключать определенные проблемы с ходовой частью и рулевым механизмом, а также самим двигателем и его системами. Важно ориентироваться на признаки тех или иных поломок, которые мы рассмотрели выше. В любом случае, если вибрации на руле или биение слишком сильное, необходима углубленная диагностика. Также до определения причины от эксплуатации автомобиля следует отказаться, так как существует ряд неисправностей, которые могут существенно повлиять на общую безопасность движения.

Напоследок отметим, что также важно правильно подбирать шины и диски по параметрам, проверять балансировку колес, а также следить за состоянием тормозной системы, механизма рулевого управления и т.д. Своевременное прохождение плановых и неплановых ТО позволит поддерживать автомобиль в полностью исправном состоянии, что позволит эксплуатировать машину безопасно и с максимальным комфортом, а также продлить срок службы основных узлов и агрегатов транспортного средства.

   

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.