Что препятствует установке зарядных станций для электромобилей в Москве? Автомобильный портал 5 Колесо
Столичные власти прогнозируют, что к 2030 году по дорогам Москвы будут колесить свыше 300 тысяч электрокаров. Такое количество «электричек» нуждается в развитой инфраструктуре электрозаправочных станций. Что препятствует более активному появлению зарядок для электромобилей в Москве, рассказала управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Сколько ЭЗС сегодня в Москве
Установкой электрозаправочных станций в столице занимаются как государственные, так и частные организации. Большинством городских ЭЗС управляют частники, а стоимость 1 кВт/ч составляет 9-22 рубля, в зависимости от ценовой политики оператора, мощности станции и ее расположения. При этом бесплатно зарядить электромобиль в столице можно на 230 станциях, установленных в рамках программы «Энергия Москвы».
По данным городского департамента транспорта, сегодня в Москве насчитывается свыше 3000 зарядок для электромобилей. При этом, по последним подсчетам аналитического агентства «Автостат», на 1 июля 2023 года в столице зарегистрировано почти 5200 электрокаров.
Можно сказать, что зарядок более чем достаточно. Но что будет, если прогнозы столичных властей сбудутся и количество «электричек» увеличится до 300 тысяч буквально через 6 лет?
Работающих сегодня ЭЗС точно не хватит, поэтому в планах Мосгордумы – возведение 12 000 зарядок для электромобилей к 2030 году. Осуществимы ли эти планы, покажет время. Но можно точно сказать, что для такого радикального увеличения числа зарядных станций понадобятся не только огромные ресурсы, но и отсутствие серьезных препятствий, коих сейчас хватает.
Что мешает установке электрозаправочных станций
Чаще всего быстрой установке зарядок для электромобилей в Москве мешает несовершенное законодательство. Например, для размещения ЭЗС на парковке во дворе жилого дома понадобится согласие его жильцов, поскольку дворовая парковка – общее имущество всех собственников дома. Согласно Жилищному кодексу, чтобы получить разрешение на установку ЭЗС на придомовой территории, нужно организовать общее собрание жильцов, и две трети из них должны выразить свое согласие на возведение объекта.
Казалось бы, ничего сложного в проведении такого собрания нет. Но можно столкнуться с проблемой, что жильцы в большинстве своем не согласятся на установку зарядной станции для электромобилей рядом с их жильем. Для этого нужно, чтобы в доме проживали не только заинтересованные владельцы «электричек» (коих будет, понятное дело, меньшинство), но и лояльные к современным технологиям люди. Попробуйте объяснить условным бабушкам, что новая конструкция возле дома не навредит их здоровью. Хотя попробовать, конечно, можно. Например, «топить» на экологию и объяснять, что электротранспорт делает воздух чище и благоприятно влияет на экологическую обстановку в целом.
Именно медленные электрозаправочные станции, расположенные возле жилых комплексов и позволяющие заряжаться ночью, сегодня крайне востребованы москвичами. Еще одно популярное место для установки ЭЗС – парковки рядом с офисами, где люди оставляют свои автомобили на долгое время, уходя на работу.
Чтобы сеть зарядок для электромобилей активно развивалась и ЭЗС беспрепятственно устанавливались возле жилых домов, нужны законодательные изменения. Например, можно отменить обязательные собрания жильцов для решения вопроса по установке зарядных станций. Вероятно, власти города примут соответствующее решение, поскольку оно не только сделает использование электромобилей в Москве более удобным, но и снизит нагрузку на электросети и публичные ЭЗС.
Кстати, при возведении новых многоквартирных домов уже предусматривается 5% парковочных мест с зарядками для электрокаров. Такое решение Минстроя поспособствует развитию инфраструктуры ЭЗС в столичных жилых кварталах.
Какие шаги сделаны для более активной установки ЭЗС
Зарядки для электромобилей нужны москвичам не только в жилых кварталах, но и на других площадках. Например, многие владельцы «электричек» заряжают их на подземных паркингах. Однако до недавнего времени размещение зарядных станций на таких парковках было нарушением норм пожарной безопасности. В 2022 году новые правила МЧС разрешили владельцам электротранспорта заряжаться не ниже -1 этажа подземного паркинга.
С ноября 2023 года вступили в силу новые правила, по которым устанавливать зарядные станции можно на всех уровнях подземных автостоянок бизнес-центров или многоквартирных комплексов. При этом нужно обязательно соблюдать следующие требования: ЭЗС должна быть медленной, а заряжать электрокар можно только в том случае, если пользователь авто находится в здании (офисе или квартире).
Кроме того, устанавливать электрозаправочные станций теперь могут торгово-развлекательные комплексы и прочие арендаторы земельных участков, находящихся в собственности города. Размещение ЭЗС нужно согласовать с Департаментом городского имущества и закрепить в дополнительном соглашении к договору аренды земельного участка.
Как сообщил в своем Телеграм-канале Мэр Москвы Сергей Собянин, «такой возможностью воспользуются многочисленные торгово-развлекательные комплексы, коммерческие паркинги, офисные центры, АЗС и другие организации, заинтересованные в предоставлении подобных услуг. Потому что зарядные станции для электромобилей действительно пользуются спросом».
Ранее право на установку электрозаправочных станций можно было получить исключительно на специальных торгах, что тормозило расширение инфраструктуры зарядок для электромобилей.
Препятствий для более активной установки ЭЗС в Москве действительно становится меньше, но они пока еще существуют. И от того, как быстро эти препятствия будут устраняться, зависит, насколько комфортно будет столичным водителям трехсот тысяч электрокаров в 2030 году.
Источник: 5koleso.ru