Делает только хуже — четыре ситуации, когда систему стабилизации ESP лучше отключить
фото: © A. Krivonosov
Водителям объяснили, в каких ситуациях систему стабилизации ESP стоит отключать
Система ESP обеспечивает динамическую стабилизацию автомобиля, отвечает за безопасность во время езды и компенсирует недостатки навыков вождения. Она выравнивает курс машины при неуправляемом заносе или в момент проскальзывания одного или нескольких колес на нестабильном покрытии. Однако несмотря на пользу, автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы. Портал «Тарантас Ньюс» разобрался, для чего это сделано и в каких дорожных ситуациях ESP лучше отключить.
Содержание статьи:
Что такое система ESP?
ESP (Electronic Stability Program) — электронная система для стабилизации транспортного средства на дорожном покрытии с непостоянным зацепом. Она отвечает за контроль поперечной динамики автомобиля и помогает водителю в сложных ситуациях сохранять управление. Благодаря электронике может быть предотвращен занос и боковое скольжение машины.
Система работает на любой передаче, во время торможения и ускорения. С помощью датчиков она контролирует скорость вращения и положение колес, а при появлении признаков потери управления транспортным средством активируется. Путем подтормаживания одного или нескольких колес стабилизирует положение машины на скользкой дороге или во время резкого маневра.
ESP управляется одним блоком вместе с ABS и антипробуксовочной системой, а также взаимосвязана с электронным блоком управления мотора. Это позволяет ей использовать разные механизмы по предотвращению аварийного сноса одной из осей автомобиля. Однако электроника не всегда помогает водителю в сложной ситуации. Есть случаи, когда ее работа может только навредить. Поэтому автопроизводители предусмотрели возможность отключать ESP.
Когда нужно отключать систему ESP?
Если нужно преодолеть грязь, песок или снег ходом и на высоких оборотах двигателя.
Система ESP нацелена на безопасное вождение, из-за этого часто снижает проходимость авто. В ситуации, где препятствие надо «проскочить» ходом на скорости, электроника начинает в ненужный момент снижать тягу двигателя и подтормаживать какие-то колеса. Из-за этого риск застрять в песке или рыхлом снеге повышается. С выключенной системой водитель может использовать весь потенциал и мощность автомобиля, а также контролировать проходимость, повышая обороты двигателя и используя большие хода.
Если нужно тронуться в горку на покрытии с нестабильным зацепом.
На скользкой дороге, особенно при старте в гору, автомобилю сложно тронуться с места — может не хватать как зацепа, так и мощности. Электроника, которая снижает тягу и не дает колесам буксовать, только ухудшает ситуацию, когда «букс» является единственным способом забраться в подъем.
Если на одну ось установлены разные колеса («запаска»).
В любой нештатной ситуации, когда на ось ставится неполноразмерное запасное колесо или докатка, ESP начинает работать некорректно. Электроника попросту начинает «сходить с ума», поскольку считывает количество оборотов каждого колеса и замечает разницу. Из-за этого автомобиль будет нестабильно ехать и для безопасности в этот момент лучше временно отключить систему.
Если автомобиль будет испытываться на специальной площадке (планируется гонка или дрифт).
При выезде на автомобиле на гоночный трек нужно отключать ESP. В ситуации, когда от авто нужна максимальная мощность, система будет работать некорректно и «душить» мотор. Если использовать транспортное средство в дрифте, электроника начнет мешать скольжению и постарается при каждом заносе выровнять машину. Профессиональному водителю это будет только мешать управлять автомобилем в экстремальных условиях.