Диагностика катализатора: как определить что катализатор забился
Как известно, срок службы каталитического нейтрализатора достаточно сильно зависит от конструкции самого катализатора (металл или керамика), условий эксплуатации автомобиля, а также исправности самого двигателя и его систем. В среднем, первые проблемы с катализатором начинаются на пробегах около 150 тыс. км, однако по ряду причин неисправность может проявиться и раньше. Как правило, с пробегом катализатор забивается и разрушается, его пропускная способность снижается.
Основные признаки забитого катализатора:
- двигатель плохо заводится «на холодную» и на «горячую»;
- появляется отчетливый неприятный запах выхлопа во время работы двигателя;
- обороты двигателя плавают (как на холостом ходу, так и в других режимах работы ДВС);
- на панели приборов горит «чек», ЭБУ фиксирует ошибку по катализатору.
С учетом того, что такие симптомы также могут возникать в результате других неполадок и сбоев, не связанных с каталитическим нейтрализатором, важно знать, как определить, забит ли катализатор, как проверить катализатор на машине, а также что делать, если катализатор забился. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи:
Забит катализатор: признаки и симптомы
Как показывает практика, катализатор редко выходит из строя одномоментно (исключением можно считать механические повреждения, а также серьезные неисправности самого двигателя). Это значит, что проблема нарастает постепенно. На начальном этапе пропадает мощность двигателя, машина хуже «едет», динамические показатели ухудшаются на разных режимах работы мотора (низкие обороты, средние и высокие нагрузки).
Если просто, машина хуже разгоняется с места, двигатель заметно «тупит» при нажатии на педаль газа, даже на максимальных оборотах двигатель не выдает полной мощности и т.д. Получается, двигатель теряет мощность, при этом увеличивается расход топлива.
Далее двигатель начинает с трудом заводиться, причем затрудненным оказывается как холодный запуск, так и последующие запуски уже после прогрева и выхода двигателя на рабочие температуры. Также во многих случаях начинают плавать обороты, сначала холостого хода, позже и под нагрузкой. В такой ситуации на многих автомобилях уже загорается «чек» на панели приборов.
Если исключить другие возможные неисправности (например, системы питания или зажигания), тогда в подавляющем большинстве случаев подобные признаки указывают на проблемы с катализатором. Как правило, сильные сбои в работе мотора начинаются, если катализатор забит или возникли проблемы с датчиками кислорода (лямбда-зонды).
Почему катализатор забивается
Каталитический нейтрализатор отработавших газов устанавливается за выпускным коллектором перед резонатором или может быть интегрирован в выпускной коллектор. Если просто, катализатор представляет собой своеобразный фильтр, через который проходят выхлопные газы.
Внутри металлического корпуса катализатора находится своеобразная сетка, состоящая из мелких сот (ячеек). Указанная сетка может быть изготовлена из металла или керамики, также на данную основу напыляется платина или металлы платиновой группы. Проходя через такую сетку, выхлопные газы вступают в реакцию с благородными металлами, благодаря чему снижается общая токсичность выхлопа.
Вполне очевидно, что постепенно мелкие соты внутри корпуса катализатора забиваются нагаром, сажей и другими отложениями. Также катализатор сам по себе разрушатся от перегревов, вибраций, перепадов температур. Керамическая основа может разрушаться и осыпаться, дополнительно загрязняя катализатор изнутри.
Если мотор в порядке, а также владелец заливает исключительно качественное топливо, процессы износа катализатора протекают постепенно. Если же использовать горючее низкого качества, а также игнорировать неисправности мотора и его систем (например, пропуски зажигания и неполное сгорание топлива в цилиндрах, расход масла на угар и попадание моторного масла в выпускную систему и т.д.), в этом случае катализатор забивается, а также в целом изнашивается намного быстрее.
Как проверить катализатор: диагностика
Следует отметить, что сам по себе катализатор является дорогостоящей деталью. Это объясняется наличием тонкого слоя благородных металлов, напыленных на керамическую или металлическую основу. Однако главная проблема заключается не в этом. На многих автомобилях катализатор расположен близко к двигателю.
Если происходит разрушение каталитического нейтрализатора, мелкая пыль из катализатора попадает в цилиндры двигателя, что приводит к задирам. По этой причине важно обращать внимание на малейшие признаки неисправности катализатора и следить за его состоянием. Также в случае появления сбоев в работе мотора, необходимо проверить, забит катализатор или нет. Диагностика катализатора позволяет точно определить причину неполадок, а также выявить скрытые дефекты.
- Самым надежным методом проверки является снятие катализатора с автомобиля, после чего производится визуальный осмотр. Естественно, способ наиболее трудоемкий и сложный, так как корпус не всегда удается разобрать. С учетом того, что на многих авто установлено 2 и более катализатора, данный метод проверки подойдет не всем.
- Оптимальное решение — использовать автомобильный эндоскоп. При помощи маленькой камеры можно проникнуть внутрь катализатора через доступные отверстия (например, выкрутив лямбда-зонд) и осмотреть катализатор изнутри.
- Если в рамках проверки катализатора такого оборудования нет, засорение сот катализатора можно приблизительно определить, закрыв рукой выхлопную трубу. После того, как отверстие перекрыто, при забитом катализаторе вы не почувствуете достаточного давления выхлопных газов при работе мотора на холостом ходу. В норме такое давление должно явно ощущаться.
- Также катализатор можно проверить, просвечивая его ячейки в корпусе фонариком. Если во время просвета с одной стороны не видно света с другой, это значит, что свет не проходит. Вполне очевидно, что отработавшие газы также не будут нормально проходить через забитый катализатор.
Кроме рассмотренных выше способов, позволяющих понять, как проверить катализатор самому, при наличии соответствующего оборудования и навыков катализатор можно также проверить при помощи точного манометра. Манометром осуществляется замер противодавления. Специалисты отдельно выделяют также способ диагностики, когда специальным оборудованием измеряется показатель токсичности выхлопа.
Если отработавшие газы имеют повышенный уровень токсичности, это указывает на износ нейтрализатора или другие проблемы с катализатором. Еще один прибор, которым также можно проверить катализатор, называется мотор-тестер (осциллограф). Использование такого оборудования позволяет получить точные данные, на основании которых можно точно определить проблемы с каталитически нейтрализатором.
Советы и рекомендации
Чтобы максимально увеличить ресурс катализатора, нужно следить за качеством топлива, а также повышенное внимание уделять эффективности работы систем питания, зажигания и т.д. Например, если в камеру сгорания попадает топливо, которое не сгорает в цилиндрах, горючая смесь поступает в выпуск и может воспламеняться в области установки катализатора. Это приводит к повреждению катализатора (оплавление сот, разрушение основы).
Если проблемы, связанные с каталитическим нейтрализатором, уже начали проявляться, ездить с забитым катализатором настоятельно не рекомендуется. Дело в том, что кроме повышенного расхода топлива и потери мощности двигателя значительно повышаются риски разрушения катализатора и попадания мелкой пыли в цилиндры силового агрегата.
Результат – задиры на зеркале цилиндров. В такой ситуации необходимо разбирать и капитально ремонтировать двигатель. В ряде случаев потребуется полностью заменить блок цилиндров. Затраты на такие работы по восстановлению или замен БЦ зачастую окажутся несопоставимо выше расходов на диагностику и замену/удаление катализатора.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что лучше, удаление катализатора или замена. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях оптимально заменить каталитический нейтрализатор на пламегаситель, а в каких лучше поменять катализатор на новый, так как замена катализатора может оказаться целесообразней по целому ряду причин.
Также нарушается стабильность работы мотора на разных режимах. В какой-либо момент может случиться так, что двигатель не заведется или мотор начнет глохнуть во время движения. В свою очередь, это может не только причинить определенные неудобства в рамках эксплуатации автомобиля, но и попросту небезопасно.
Если было обнаружено, что катализатор забитый, нужно сначала определить, можно ли почистить катализатор от нагара. Существует ряд способов очистки катализатора, которые позволяют частично восстановить работоспособность данного элемента.
Главное, следует учитывать, что целесообразно чистить катализатор, который еще не отработал свой ресурс и не имеет механических повреждений. В случаях, когда имеет место частичное разрушение сот внутри катализатора, ограничиваться только очисткой по понятным причинам не рекомендуется. Такое разрушение обычно указывает, что элемент критически изношен или поврежден, проблемы будут только прогрессировать.
В ситуации, когда точно было установлено, что катализатор нужно удалять, не рекомендуется сразу вырезать катализатор и организовывать установку пламегасителя вместо катализатора. Другими словами, прежде чем полностью отказываться от варианта замены катализатора на машине, необходимо сначала изучить возможность установки на автомобиль так называемого «универсального» каталитического нейтрализатора.
Часто бывает так, что универсальный катализатор по стоимости не сильно отличается от расценок на комплексные работы по удалению катализатора, установке пламегасителя, эмуляторов лямбда-зондов и различных других «обманок».
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что неисправный катализатор может напрямую влиять как на расход топлива и динамические показатели автомобиля, так и на общую стабильность работы двигателя. Также важно помнить, что керамическая пыль из катализатора при его износе и разрушении может попадать в цилиндры двигателя, что становится причиной образования задиров и необходимости последующего дорогостоящего ремонта силового агрегата.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему увеличивается расход масла в двигателе. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым увеличивается расход масла, а также на что обратить внимание в рамках диагностики, если мотор начал «подъедать» масло.
По этой причине важно своевременно устранять неисправности, которые могут сократить срок службы катализатора или быстро вывести его из строя, а также регулярно проверять сам каталитический нейтрализатор на предмет его износа и снижения пропускной способности.
Также некоторые специалисты рекомендуют осуществлять профилактическую чистку катализатора каждые 25-30 тыс. км. пробега. Такой подход позволит поддерживать катализатор в чистоте, что положительно сказывается на динамических показателях автомобиля и позволяет получить оптимальный расход топлива.